1.Назовите принципы построения финансовой системы. Чем вы объясните важность принципа фискального федерализма?
2.Почему, на ваш взгляд, необходимо разграничение функций между федеральными, республиканскими и местными финансовыми системами? Рассмотрите на примерах своего города (района, села) позитивные и негативные стороны такого подхода.
3.Какая из традиционных функций финансов вам представляется наиболее затруднительной для выполнения?
4.Раскройте содержание всех видов финансовых отношений между субъектами хозяйствования. Налажен ли, на ваш взгляд, должный контроль финансовых отношений между фирмами и банками? Каким должен быть механизм такого контроля?
5.Назовите цели, на осуществление которых расходуются средства из госбюджета. На равных ли началах они поступают в различные регионы страны?
6.Должен ли вызывать беспокойство дефицит бюджета? Назовите концепции бюджетного дефицита.
7.Можно ли однозначно утверждать, что бездефицитность означает «здоровье» экономики?
8.Что входит в понятие «государственный долг»? Опасен ли он для национальной экономики в целом? Является ли он бременем для будущих поколений?
9.Может ли большой государственный долг привести к банкротству правительства (страны) в целом?
10.Назовите негативные последствия внешнего государственного долга. По каким причинам и когда образовался государственный долг России перед Международным валютным фондом?
- Принципы устойчивости и стабильности, которые направлены на обеспечение надежности и долгосрочной устойчивости финансовой системы.
- Принципы эффективности, которые направлены на обеспечение максимальной эффективности использования финансовых ресурсов.
- Принципы справедливости и равноправия, которые направлены на обеспечение равных возможностей для всех участников финансовой системы.
- Принципы прозрачности и открытости, которые направлены на обеспечение доступности и понятности информации о финансовой системе для всех участников.
- Принципы гибкости и адаптивности, которые направлены на способность финансовой системы к изменениям в экономической и политической среде.
При объяснении важности принципа фискального федерализма, можно указать на следующие аргументы:
- Фискальный федерализм позволяет обеспечить более справедливое распределение финансовых ресурсов между различными регионами и уровнями власти. Это позволяет учесть особенности и потребности разных регионов и обеспечить равные условия для их развития.
- Фискальный федерализм способствует укреплению финансовой самостоятельности регионов и местных органов власти, что позволяет им принимать более обоснованные и эффективные решения в области финансового управления.
- Фискальный федерализм способствует повышению прозрачности и открытости финансовой системы, так как он предполагает раскрытие информации о распределении финансовых ресурсов между различными уровнями власти.
2. Разграничение функций между федеральными, республиканскими и местными финансовыми системами необходимо по следующим причинам:
- Оптимизация управления финансовыми ресурсами. Разграничение функций позволяет эффективно распределять финансовые ресурсы между различными уровнями власти в зависимости от их потребностей и возможностей.
- Учет особенностей разных регионов. Разграничение функций позволяет учитывать различия в экономическом и социальном развитии разных регионов и принимать более обоснованные решения в области финансового управления.
- Расширение полномочий и ответственности местных органов власти. Разграничение функций способствует укреплению финансовой самостоятельности местных органов власти и дает им возможность принимать решения, отвечающие интересам конкретного региона или местности.
В качестве примера позитивных сторон такого подхода можно привести следующие:
- Более точное учет особенностей регионального развития. Местные органы власти лучше знают потребности своего региона и могут разрабатывать более эффективные программы развития.
- Более эффективное использование ресурсов. Местные органы власти часто имеют лучшую информацию о местных рынках и инфраструктуре, что позволяет им использовать ресурсы более эффективно.
Однако, есть и негативные стороны такого подхода:
- Риск снижения финансовой устойчивости. Децентрализация может привести к неравномерному распределению финансовых ресурсов и усилению неравенства между различными регионами.
- Проблемы координации и контроля. Разделение функций может привести к сложностям в координации действий между различными уровнями власти и создать проблемы с контролем за финансовыми процессами.
3. Традиционные функции финансов - это сбор налогов, формирование и реализация бюджета, контроль за финансовыми ресурсами и регулирование финансовой системы. Из этих функций, наиболее затруднительной для выполнения может быть контроль за финансовыми ресурсами. Это связано с тем, что требуется детальное анализирование данных, проверка соблюдения финансовых правил и нормативов, а также предотвращение мошенничества и коррупции.
4. Виды финансовых отношений между субъектами хозяйствования включают следующие:
- Кредитные отношения, когда один субъект предоставляет другому субъекту денежные средства с условием их возврата в будущем с определенными процентами.
- Инвестиционные отношения, когда один субъект вкладывает денежные средства в долю или активы другого субъекта с целью получения прибыли или управления предприятием.
- Операционные отношения, когда два субъекта осуществляют различные операции, связанные с покупкой, продажей, арендой или оплатой услуг.
- Финансовые отношения с банками, которые включают получение кредитов, размещение депозитов, обслуживание банковских счетов и т.д.
На мой взгляд, контроль финансовых отношений между фирмами и банками должен быть должным образом налажен. Он должен включать проверку достоверности информации, соблюдение финансовых правил и нормативов, а также обеспечение прозрачности и открытости в финансовых операциях. Механизм такого контроля может включать аудиторскую проверку, регулярное отчетность, а также контрольные механизмы со стороны государства и регуляторов.
5. Средства из госбюджета расходуются на следующие цели:
- Финансирование социальных программ и услуг, таких как образование, здравоохранение, социальная помощь и пенсионные выплаты.
- Финансирование инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, мостов, аэропортов, железных дорог и т.д.
- Финансирование государственной безопасности и обороны.
- Финансирование научных исследований и развития.
- Финансирование культурных и спортивных мероприятий.
Однако, не всегда расходы из госбюджета равномерно распределяются между различными регионами страны. В некоторых случаях, регионы с более высоким уровнем развития получают больше средств из госбюджета, чем регионы с более низким уровнем развития. Это может быть обусловлено разными факторами, такими как наличие больших индустриальных центров, высокий уровень налоговых поступлений и т.д.
6. Дефицит бюджета может вызывать беспокойство, так как он указывает на недостаток финансовых ресурсов для покрытия текущих расходов государства. Концепции бюджетного дефицита включают следующие:
- Концепция "текущего расхода" означает, что бюджетный дефицит возникает в результате несоответствия текущих расходов доходам.
- Концепция "инвестиционного расхода" означает, что бюджетный дефицит возникает в результате инвестиций в долгосрочные проекты, которые могут принести будущую прибыль или улучшение экономического развития.
7. Нельзя однозначно утверждать, что бездефицитность означает "здоровье" экономики. Бездефицитность может указывать на то, что государство справляется со своими финансовыми обязательствами, что в целом является положительным фактором. Однако, бездефицитность может также указывать на ограниченные возможности государства для инвестиций в развитие экономики и социальные программы.
8. Государственный долг - это общая сумма долгов, которую правительство должно погасить в определенный срок. Он включает государственные займы и облигации, а также невыплаченные кредиты. Государственный долг может быть опасен для национальной экономики, если его размер становится слишком великим и приводит к высоким процентным выплатам и ограничениям в финансовых ресурсах для других секторов экономики. Он также может быть бременем для будущих поколений, если государство не сможет вовремя погасить свои долги и придется передавать эту ответственность следующим поколениям.
9. Большой государственный долг может привести к серьезным проблемам для правительства и экономики в целом. Если государство не в состоянии погасить свои долги или процентные платежи становятся несбалансированными, это может привести к банкротству правительства и финансовому кризису. Банкротство правительства может привести к падению доверия к государству и экономическому коллапсу.
10. Негативные последствия внешнего государственного долга включают высокие процентные платежи, ограничения в доступе к финансированию, зависимость от зарубежных кредиторов, риск финансового кризиса и снижение суверенитета государства в приня