Автор летописи документально не известен, принадлежал к казацкой старшине и занимал некоторое время видное положение в козацкой верхушке. Исследователи давно пытались установить его имя. Это стало возможно после трудов Вадима Модзалевского о Романе Ракушке-Романовском.
В 1920-х годах ряд авторов (Виктор Романовский; Александр Оглоблин и особенно Николай Петровский) независимо друг от друга, на основании анализа автобиографического материала в Летописи, пришли к выводу (впрочем, впервые высказанного ещё в 1846 историком-любителем Д. Сердюковым), что автором Летописи Самовидца скорее всего был Роман Ракушка-Романовский, генеральный подскарбий Ивана Брюховецкого, а в последние десятилетия своей жизни — священник в Стародубе. Эта мысль была принята большинством историков (Дмитрий Багалей, Михаил Грушевский, Дмитрий Дорошенко, Иван Крипьякевич и другие и в частности новейшая историография), но некоторые авторы называли других кандидатов на авторство: Иван Быховец, военный канцелярист (Лев Окиншевич), Фёдор Кандыба, полковник корсунский (Николай Андрусяк, Михаил Возняк) и др.
В 1920-х годах ряд авторов (Виктор Романовский; Александр Оглоблин и особенно Николай Петровский) независимо друг от друга, на основании анализа автобиографического материала в Летописи, пришли к выводу (впрочем, впервые высказанного ещё в 1846 историком-любителем Д. Сердюковым), что автором Летописи Самовидца скорее всего был Роман Ракушка-Романовский, генеральный подскарбий Ивана Брюховецкого, а в последние десятилетия своей жизни — священник в Стародубе. Эта мысль была принята большинством историков (Дмитрий Багалей, Михаил Грушевский, Дмитрий Дорошенко, Иван Крипьякевич и другие и в частности новейшая историография), но некоторые авторы называли других кандидатов на авторство: Иван Быховец, военный канцелярист (Лев Окиншевич), Фёдор Кандыба, полковник корсунский (Николай Андрусяк, Михаил Возняк) и др.
автором казацких песен были- Виктор Романовский; Александр Оглоблин и особенно Николай Петровский.