Западная философия 1. Основными научными открытиями конца XIX - нач. XХ вв., заставившими философию переосмыслить круг своих проблем, стали .
2. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание .
3. Его основателем считают .
4. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название , что означает .
5. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму . К его представителям относятся М. Шлик, Р. Карнап, («Венский кружок»), Б. Рассел, Л. Витгенштейн.
6. По мнению Л. Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ .
7. Представитель новейшего варианта неопозитивизма, постпозитивист К. Поппер уточняет предмет философии и считает таковым не исследование структуры научного знания (языка науки, понятий), а .
8. Другим направлением западной философии XIX-XX вв. стал , определивший своей целью в противовес классической философии не поиск абстрактных истин, а выработку арсенала конкретных средств и рекомендаций, с которых люди могли бы решать жизненно важные проблемы.
9. Его основателями были . Основной же категорией стала категория .
10. Главными социально-политическими событиями ХХ века, обусловившими появление такого варианта неклассической философии, как экзистенциализм, явились .
11. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы .
12. Истоки этой философии лежат в размышлениях философа , современными же ее представителями являются .
13. Главные черты экзистенциализма .
14. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии (назовите философа).
15. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель .
16. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ .
17. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей.
18. Его основатель , его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества .
19. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творения .
20. Теоретической базой этого направления выступает учение , основным принципом которого выступает принцип .
21. Герменевтика – еще одно направление современной философии. Оно исследует теорию и практику .
22. Основным предметом герменевтического анализа выступают .
23. Философское направление, сосредоточившее свое внимание на внутреннем мире человека, его сознании и стремящееся выявить и описать те структуры, которые позволяют формировать результаты познавательной деятельности, есть .
24. Его основатель – немецкий философ .
Задание 2.
М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».
За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?
Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?
Что такое экзистенция? И о каких экзистенциях здесь идет речь?
- Теория относительности Альберта Эйнштейна, изменяющая представление о пространстве и времени.
- Квантовая механика, открывающая новые возможности в объяснении поведения микрочастиц.
2. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание - позитивизм.
3. Его основателем считают Огюста Конт.
4. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название логического позитивизма, что означает утверждение о том, что философия должна быть основана на логике и проверяемых эмпирических утверждениях.
5. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму неопозитивизма. К его представителям относятся Мориц Шлик, Рудольф Карнап, члены «Венского кружка», Бертранд Рассел, Людвиг Витгенштейн.
6. По мнению Людвига Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ языка и понятий.
7. Представитель новейшего варианта неопозитивизма, постпозитивист Карл Поппер уточняет предмет философии и считает таковым не исследование структуры научного знания (языка науки, понятий), а проверку и опровержение научных гипотез.
8. Другим направлением западной философии XIX-XX вв. стал прагматизм, определивший своей целью в противовес классической философии не поиск абстрактных истин, а выработку арсенала конкретных средств и рекомендаций, с которых люди могли бы решать жизненно важные проблемы.
9. Его основателями были Чарльз Пирс и Уильям Джеймс. Основной же категорией стала категория "практической полезности", значимая для определения ценности и истины.
10. Главными социально-политическими событиями ХХ века, обусловившими появление такого варианта неклассической философии, как экзистенциализм, явились две мировые войны, нарушившие устоявшийся порядок и вызвавшие потрясения в обществе.
11. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы смысла жизни, свободы, выбора, осознания собственной смертности.
12. Истоки этой философии лежат в размышлениях философа Серена Киркегора. Ее современными представителями являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер.
13. Главные черты экзистенциализма - акцент на индивидуальном опыте и свободном выборе, отрицание объективности и обобщаемости эмпирических знаний, эмоциональная напряженность и протест против существующего порядка.
14. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии Жан-Поля Сартра.
15. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель Альбер Камю.
16. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ Мартин Хайдеггер.
17. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей - психоанализ.
18. Его основатель Зигмунд Фрейд, его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества - Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Кляйн.
19. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творения - теологический экзистенциализм.
20. Теоретической базой этого направления выступает учение блаженного Августина, основным принципом которого выступает принцип веры противопоставленный рациональному мышлению.
21. Герменевтика – ещё одно направление современной философии. Оно исследует теорию и практику толкования текстов и иных культурных объектов.
22. Основным предметом герменевтического анализа выступают значения и смыслы, которые формируются взаимодействием между автором и читателем.
23. Философское направление, сосредоточившее своё внимание на внутреннем мире человека, его сознании и стремящееся выявить и описать те структуры, которые позволяют формировать результаты познавательной деятельности, есть феноменология.
24. Его основатель – немецкий философ Эдмунд Гуссерль.