Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Естествознание»
2 вариант
1. Перед вами описание экосистемы.
Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Небольшой уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега.Эта экосистема рас в Евразии и Северной Америке, также встречается в горах северного и южного полушарий.В этой экосистеме множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и занимают верхний ярус в экосистеме. Основные виды это: сосна, ель, кедр, лиственница. Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники. Они не только участвуют в процессе фотосинтеза, но и являются питанием для животных. Главными и вершиной трофической цепи этого вида леса являются хищники, — тигр, снежный барс, рысь. Здесь водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды птиц.Почвы не плодородны.
(а) Представьте графически описанную экосистему. (3)
(b) Объясните взаимосвязь компонентов в этой экосистеме.
[1]
2. Объясните причины смены экосистем, изображенных на рисунке от А Б В Г.
(1)
3. Объясните переход энергии в экологической пирамиде.
4. На рисунке изображены две экосистемы: экосистема
степи и смешанного леса.
Сравните многообразие экосистем (видовой состав растений, животных, грибов): [2]
Экосистема степи Экосистема смешанного леса
5. Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе.
(3)
6. Используя таблицу, ответьте на во а) Что общего у этих открытий с точки зрения назначения и превращения энергии? [2]
(b) В чем различие этих открытий?
[2]
7. Вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук. Назовите ученых и их открытия. С каких астрономических приборов или устройств ученые проводили свои исследования.
[1]
8. Соотнесите области исследований с объектом исследования в будущем (укажите стрелками).
сумма -20