Задание. Из отрывка научной статьи сформулировать приблизительную тему, цель, актуальность и значение данной научной работы Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом.
Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания , намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности.
Вследствие этого мы имеем огромное количество научных фактов, законов и закономерностей, описывающих протекание тех или иных психических процессов, но имеем очень скудную информацию о психической жизни человека как целостного существа. В этой связи понятие самореализации представляется как подходящее «связующее звено» для многочисленных научных знаний о психологии человека, позволяющее, во-первых, привести многие из них к методологическому «общему знаменателю», во-вторых, применить их в совокупности для более комплексного описания и прогнозирования поведения человека.
Самореализация состоит в осуществлении возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидных и
личностных потенциалов.
Существуют механизмы, обусловливающие специфику самореализации личности, в основе действия которых лежат механизмы общепсихологической регуляции (интериоризация, рефлексия, идентификация, экстериоризация). К ним относятся мотивационно-смысловой и личностно-ситуативный механизмы. Самореализация личности имеет уровневую структуру. Каждому уровню присущи свои детерминанты и барьеры. Это проявляется в том, что каждый из уровней имеет свою, отличную от других уровней, психологическую природу.
Существует уровневая типология барьеров, обусловливающих затруднения самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности: профессиональной и брачно-семейной. В процессе самореализации возникают системные эффекты, среди которых: эффект синергичности и эффект реципрокный - препятствующий процессу самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности.
На разных уровнях самореализации личности имеют различную выраженность тендерные различия: в наибольшей степени - на низких, в наименьшей - на высоких уровнях самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности.
Остановимся на некоторых существенных аспектах феномена самореализации, необходимых для понимания его как реального психологического явления. А именно: самоактуализации, выражения истинной природы человека, самовыражения, самосовершенствования, адаптации, нравственности, индивидуализации, мотивирующей силы, свободы, счастья, свойств личности.
Истоки идеи самореализации, развиваемой в ее современном варианте в зарубежной психологии, восходят к идеям А. Адлера, который в последних своих работах наряду с термином "стремление к превосходству" использовал термин "стремление к самосовершенству" как взаимозаменяемые. По мнению Адлера, человек, сравнивая себя с недостижимым идеалом совершенства, постоянно преисполняется чувством, что он ниже его, и мотивируется этим чувством.
Некоторые исследователи считают, что стремление к превосходству — это борьба за самоосуществление, самостановление и самосовершенствование. Впоследствии это универсальное стремление, открытое Адлером, нашло свое отражение в концепциях самореализации К. Хорни, самоактуализации К. Гольдштейна и А. Маслоу, актуализирующейся тенденции К. Роджерса, мотивации эффективности Р. Байта. Последний назвал Адлера своим "дедушкой", подчеркивая сходство между стремлением к превосходству и мотивацией эффективности —t внутренне подкрепляемым стремлением все дальше продвигаться в овладении новыми знаниями и навыками [Сидоренко Е. В., 1993].
Тема данной научной работы: "Проблема современной психологии: отсутствие теории или концепции, объединяющей различные личностные характеристики в единую и наиболее общую систему, описывающую человека в целом".
Цель данной научной работы: разработать концепцию или теорию, которая объединит различные личностные характеристики и процессы в единую и более общую систему, чтобы описать не только отдельные стороны человеческой личности, но и самого человека в целом.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время различные личностные характеристики, подтверждающие наличие активности у человека, достаточно хорошо изучены, но нет единой теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы и описывающей человека в целом. Поэтому данное исследование позволит заполнить этот пробел и разработать комплексную систему, описывающую человека во всей его сложности.
Значение данной научной работы заключается в том, что разработка такой теории или концепции позволит не только лучше понять и описать человека в целом, но также применить эти знания для более комплексного описания и прогнозирования его поведения. Также, эта работа может способствовать развитию психологии в целом и созданию основы для дальнейших исследований в области личности и психической жизни человека.
Таким образом, основная идея данного отрывка научной статьи заключается в необходимости разработки концепции или теории, которая объединит различные личностные характеристики и процессы в единую и более общую систему, описывающую человека в целом. Это исследование актуально, так как позволит заполнить пробел в современной психологии и создать основу для дальнейших исследований в области личности и психической жизни человека.