Задача #1
"Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят
пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала
развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было
пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу
- используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать
ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы
себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям
педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в
совместных делах решения. Учительница раздала ученикам по спичке и по чтобы они
положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко
сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она
принялась подходить к каждому и показать его спичку. Подойдя к Коле,
обнаружила, что его спичка сломана.
- Почему у тебя спичка сломана? - с учительница.
- Я ее поломал, чтобы она не росла, - ответил мальчик.
Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.
Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это
сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.
1 Какие методы воспитания использовал учитель? Докажите.
2.Как бы вы поступили на месте педагога в подобных обстоятельствах?
Предложите свой вариант решения задачи.
1. Психологическая тактика: Учительница использовала психологические особенности младшего школьного возраста, как наивность, непосредственность и склонность доверять словам и указаниям педагога. Она создала ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя.
2. Совместное решение проблемы: Учительница предложила ученикам совместно решить проблему пропаж, раздавая каждому по спичке и по ручке, и просила положить спичку на одну ладонь и прикрыть другой ладонью. Это позволило ученикам чувствовать себя вовлеченными в процесс поиска воришки и создало возможность для самовыявления.
3. Взаимодействие с учеником: Учительница активно подходила к каждому ученику и показывала его спичку для проверки. Такое внимание и взаимодействие с учениками позволило учительнице ответить на вопросы каждого ученика индивидуально, установить непосредственный контакт и заметить аномалию.
4. Определение причины: После обнаружения у Коли сломанной спички, учительница задала ему вопрос о причине сломанной спички. Коля ответил, что он сломал спичку, чтобы она не выросла. Это позволило учительнице выявить того, кто брал чужие вещи, и объяснить ему неприемлемость такого поведения.
Чтобы поступить на месте педагога в подобных обстоятельствах, можно предложить следующий вариант решения задачи:
1. Установление доверительных отношений: В начале обсуждения пропаж, учитель должен установить доверительные отношения со всем классом. Он может провести общее собрание, на котором объяснит важность честности и уважения к собственности других людей.
2. Создание совместной ответственности: Учитель может предложить всем ученикам принять на себя ответственность за сохранность своей собственности и собственности других. Например, можно провести коллективное обсуждение правил пользования чужими вещами и подписать договор об ответственном отношении к собственности.
3. Обучение навыкам конфликтного разрешения: Учитель может провести специальные занятия по конфликтологии, где дети научатся уважительно и мирно разрешать возникшие разногласия или проблемы. Это поможет предотвратить недоверие и развить у детей навыки эмоционального интеллекта.
4. Примеры из жизни: Учитель может рассказать реальные истории о последствиях кражи или присвоения чужой собственности, чтобы подчеркнуть, как это наносит вред отношениям и доверию.
5. Постепенное внедрение системы контроля: Учитель может внедрить систему контроля, которая позволит ученикам легко отслеживать пропажи и нарушения правил пользования собственностью. Например, он может записывать все предметы в классе и регулярно проверять их наличие.
В итоге, вариант решения задачи будет направлен на создание доверительной и ответственной атмосферы в классе, а также на развитие навыков конфликтологии и эмоционального интеллекта учеников. Это позволит пресечь пропажи и развить учеников понимание значимости честности и уважения к чужой собственности.