Выбор
однажды некто пришёл к соломону и сказал ему:
— царь, мне! каждый раз, когда мне приходится делать выбор, я не могу спокойно спать - мечусь и , и раздумываю, то ли я сделал, что должно. что мне делать?
и ответил мудрый царь: — выбора не существует.
и ещё спросил он: — ты бы бросился в реку, увидев тонущего ребёнка?
ответил ему проситель: — конечно, царь!
тогда изрёк соломон: — и вчера, и сегодня, и завтра?
— да, - был ему ответ.
и сказал соломон: — вот видишь - выбора не существует. из чего выбирать, если всякий раз ты знаешь, как поступил бы, ещё до того, когда приходит черёд действий? представив себе в подробностях любое событие, ты сразу знаешь, что делать. всякий раз ты будешь выбирать наилучшее для тебя, и при одинаковых обстоятельствах ты всегда будешь действовать одинаково - и вчера, и сегодня, и завтра.
и ещё сказал соломон: — единственное, где мы действительно можем делать выбор - это в своём сердце. измени себя, и то, что ты, не задумываясь, сделал бы вчера, завтра уже не покажется тебе наилучшим. тогда, и только тогда, сможешь ты поступить по-другому. так что иди с миром и знай, что всё, что ты ни делал, было для тебя лучшим действием из возможных.
проситель поклонился до земли и вышел, и с тех пор спал спокойно.
1. почему у человека нет выбора в поступках? что является условием отсутствия такого выбора?
2. в чём остаётся возможность выбора для человека?
3. сопоставьте данную притчу с хрестоматийным тезисом экзистенциализма: «существование предшествует сущности». что человек может выбирать: сущность или существование? (сформулируйте ответ в рамках классической и неклассической («новой») ).
Условием отсутствия выбора является то, что человек всегда будет выбирать наилучшее для себя решение. Это означает, что у нас нет свободы выбора в том смысле, что мы всегда будем делать то, что будет наиболее выгодно или удовлетворит наши потребности. Поэтому в отношении выбора мы не можем делать ничего иного, кроме как выбирать то, что лучше для нас.
2. Однако, есть возможность выбора для человека в его сердце. Это значит, что мы можем изменить себя и таким образом изменить то, что мы бы сделали в прошлом или будущем. Это дает нам возможность поступать по-другому, и наш выбор может быть отличным от привычного действия.
3. Притча соломона можно сопоставить с хрестоматийным тезисом экзистенциализма "существование предшествует сущности". В рамках классического экзистенциализма человек может выбирать свое существование, то есть определить свой собственный путь в жизни независимо от внешних обстоятельств или социальных ожиданий. Он может изменить свою сущность и поступать иначе, чем привычно. В рамках "нового" экзистенциализма, который учитывает влияние внешних факторов и социального контекста, выбор ограничивается определенной степенью. Человек может выбирать из предложенных условий и ограничений своего существования, но его выбор все равно остается своего рода индивидуализированным и основывается на его субъективном опыте и ценностях.
Таким образом, человек может выбирать свое существование и изменять себя, что подтверждает классический экзистенциализм. Однако этот выбор ограничен социальными и внешними факторами, что отражает "новый" экзистенциализм.