В одной из школ технического творчества занимался студент-математик несколько лет, он окончил университет, а затем получил направление на работу в другой город. Вскоре он прислал письмо, в котором рассказал об одной очень интересной изобретательской задаче.
В коридоре научно-исследовательского института заместитель директора остановил принятого недавно на работу молодого математика.
— Вы ведь окончили изобретательскую школу,— сказал заместитель директора.— Откровенно говоря, на мой взгляд, всё зависит от природных но всё же... Мы хотим организовать новую группу. Предстоит основательная работа — проблема очень трудная, не видно даже подхода к ней. В группу вошли пятнадцать человек, может быть, подключить и вас?
Математик поинтересовался: что за проблема? Заместитель директора объяснил:
— В крупу иногда попадают личинки и яйца вредителей. Естественно, их надо уничтожать до расфасовки крупы. Лучше всего — нагреть её до 65°. Но не выше, иначе она испортится. Сортность крупы изменится. Потребитель откажется от закупки, придётся резко снижать стоимость, а это большие экономические потери. Идеально было бы нагревать с точностью до градуса.
Но вот что получается: если нагревать сразу большое количество крупы, то обязательно где-то возникает перегрев, если же вести обработку малыми порциями, катастрофически падает производительность. Перепробовали десятки разных нагрева — и все плохи.
Хотим проверить ещё один продувать слои крупы нагретым воздухом. Может быть, удастся подобрать такой режим, что...
— Ничего не надо подбирать,— перебил математик.— Задача решается так...
И он объяснил идею решени