В.О. Ключевский писал, что Россия XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XV! в.». В чем заключается противоречивость этого высказывания?
В России в это время все более ощущалась скудность материальных средств, «доисторическая невооруженность и малая производительность народного труда, неумелость прибыльного его применения». Россия тратила свои силы и средства «на внешнюю оборону и на кормление двора, правительства, привилегированных классов с духовенством включительно, ничего не делавших и не способных что-либо сделать для экономического и духовного развития народа». В результате Россия в XVIIв. оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.
Самым значительным внешним фактором формирования России выдающийся историк России В.О. Ключевский считает ее культурный диалог с Востоком (Византией) и Западом (Европой). Исторический процесс в России Ключевский делил на два крупных периода в соответствии с тем, какое влияние русское общество испытывало: в первом периоде – византийское (греческое), во втором – начавшемся в XVII в. – западноевропейское. Основания деления внутри больших периодов то же – изменения в характере влияния.
Византийское (восточное, греческое) влияние было церковным. Оно охватило все общество сверху донизу, придавая ему духовную цельность. Но оно не захватывало государственного устройства, народного хозяйства, будничных привычек и понятий народа. Во всем этом оно представляло «свободный простор самобытному национальному творчеству или первобытному невежеству» .
Византийское (восточное, греческое) влияние было церковным. Оно охватило все общество сверху донизу, придавая ему духовную цельность. Но оно не захватывало государственного устройства, народного хозяйства, будничных привычек и понятий народа. Во всем этом оно представляло «свободный простор самобытному национальному творчеству или первобытному невежеству» .