Западники (А.А. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин и т.д.) считали, что Россия должна вступить на европейский, единственно возможный для цивилизованной страны путь.
Западники (литераторы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин и др.) считали, что Россия должна вступить на европейский, единственно возможный для цивилизованной страны путь. Необходимо, полагали они, догнать Запад, образовав с ним одну общечеловеческую культурную семью. Движение в «западном направлении» неизбежно должно было привести, по мнению западников, к замене подневольного, крепостного труда свободным, преобразованию самодержавного государственного устройства в конституционное. Они считали, что основная задача «образованного меньшинства» — готовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать соответствующим образом на власть.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы и др.), отстаивали идею самобытности исторического пути России. Они пытались предложить особый путь реформирования страны — не по образцу западной парламентской монархии, а по пути российской «соборности», когда самодержец, не теряя прерогатив своей власти, будет «советоваться» с народом. Выступая за возрождение отечественных культурных тра3диций, славянофилы призывали интеллигенцию обратиться к изучению родной истории, русского языка, народных обычаев. Они полагали, что для России, исконными идейными началами которой являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы, не годятся ни западные принципы конституционной монархии, ни социалистические идеи. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа.
И западники, и славянофилы искренне радели за Россию. При всех разногласиях представители обоих течений сходились в отрицательном отношении к крепостному праву, к бюрократическому, полицейскому строю. Все они в глазах правительства являлись «неблагонадежными».
Западники (литераторы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин и др.) считали, что Россия должна вступить на европейский, единственно возможный для цивилизованной страны путь. Необходимо, полагали они, догнать Запад, образовав с ним одну общечеловеческую культурную семью. Движение в «западном направлении» неизбежно должно было привести, по мнению западников, к замене подневольного, крепостного труда свободным, преобразованию самодержавного государственного устройства в конституционное. Они считали, что основная задача «образованного меньшинства» — готовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать соответствующим образом на власть.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы и др.), отстаивали идею самобытности исторического пути России. Они пытались предложить особый путь реформирования страны — не по образцу западной парламентской монархии, а по пути российской «соборности», когда самодержец, не теряя прерогатив своей власти, будет «советоваться» с народом. Выступая за возрождение отечественных культурных тра3диций, славянофилы призывали интеллигенцию обратиться к изучению родной истории, русского языка, народных обычаев. Они полагали, что для России, исконными идейными началами которой являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы, не годятся ни западные принципы конституционной монархии, ни социалистические идеи. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа.
И западники, и славянофилы искренне радели за Россию. При всех разногласиях представители обоих течений сходились в отрицательном отношении к крепостному праву, к бюрократическому, полицейскому строю. Все они в глазах правительства являлись «неблагонадежными».