Требования к ответу: 1. Прочтите фрагмент философского текста. 2. На основе прочитанного материала выявите проблему, над которой размышляет автор.
3. Определите философские категории, которые использует мыслитель. С учетом изученного теоретического материала раскройте содержание данных философских категорий.
4. Объясните собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
5. ответьте на вопрос, каким образом информация из данного фрагмента может быть использована Вами в будущем в вашей профессиональной деятельности.
Но здесь тотчас же бросается в глаза и третье существенное значение слова «сознание». Это есть область, как бы сопутствующая «предметному сознанию» и вместе с тем в известном смысле прямо противоположная ему. Когда мы требуем от человека, чтобы он «сознательно отнесся» к чему-либо, когда мы говорим о развитии «сознательности», то мы подразумеваем обыкновенно двоякое: с одной стороны, возникновение, как бы выделение предметного сознания из состава сознания-переживания, и, с другой стороны, выделение, как бы на противоположной стороне душевной жизни, того ее ядра или средоточия, которое вместе с тем служит руководящим и господствующим началом и которое мы называем нашим «я». Сознание в этом смысле тождественно с самосознанием. Самосознание есть, быть может, наиболее распространенный и существенный смысл слова «сознание». В древности, которой – как это ни кажется нам странным – вообще понятие сознания было чуждо, оно было впервые введено стоиками, как со-знание, т.е. как высшее, общее знание о нашем «я», сопутствующее всем частным ощущениям и впечатлениям. Оно имело прежде всего практический смысл: сознание должно было быть со-ведением, совестью – той стороной сознания, которая главенствует над остальными и через посредство которой разум управляет нашими страстями, стихиями нашей душевной жизни. И когда, при возникновении новой философии, понятие сознания было вновь использовано и получило на этот раз широкое распространение, импульсом к этому послужил глубокий индивидуализм эпохи Возрождения, обостренное и усилившееся самосознание нового человека. Декартово «Cogito ergo sum», проложившее путь понятию сознания, наметило сознание именно в лице самосознания, как самоочевидной и ближайшей человеку реальности.
Возникновение предметного сознания есть, как было указано, выделение «не-я» из состава сознания-переживания; но «не-я» предполагает соотносительное себе «я», и, таким образом, вместе с «не-я» и рождается и «я». Правда, это может означать простое отграничение сферы предметного бытия от «душевной жизни», и в таком случае «я» есть лишь иное обозначение для «душевной жизни». Но обыкновенно это имеет еще и иной смысл. Возникновение предметного сознания не только ослабляет значительность душевной жизни, отодвигает ее на задний план, как бы вглубь сознания, но по большей части и качественно изменяет ее. Дифференциация сопровождается интеграцией. Душевная жизнь, перестав быть сплошным бесформенным целым, как бы выпустив из себя щупальца, направленные вовне, вместе с тем сосредоточивается, уплотняется изнутри. По меньшей мере, всякое практическое предметное сознание сопровождается этим характерным образованием «ядра» душевной жизни: когда мы «сознательно» относимся к предмету практически, т.е. оцениваем его, любим или ненавидим, стремимся к нему или отталкиваемся от него, то мы вместе с тем имеем типичное сознание «умышленности», т.е. сознаем, что это отношение есть связь между предметом и нашим «я» как средоточием или ядром нашей душевной жизни. В чистой душевной жизни, – все равно, объемлет ли она все наше сознание, как в описанных состояниях дремоты или возбуждения, или существует рядом с предметным сознанием, но вне живой связи с последним, лишь как невытесненный остаток той же самодовлеющей стихии – не мы стремимся и отвращаемся, любим и ненавидим, действуем, хотим, а в нас что-то стремится и отвращается, нас куда-то тянет, или, вернее, – как об этом подробнее в своем месте – здесь еще нет никакого «мы», отличного от самих стремлений и тяготений. Но в душевной жизни, поскольку она состоит именно в действенной направленности на предмет, имеется всегда и живое присутствие единого центрального субъекта этой направленности. Быть сознательным – значит в этом смысле преобразовать безразличное единство душевной жизни в резко выраженную двойственность между центром некого пучка душевных лучей и сферой, освещаемой ими. Отсюда уже ясно, что и теоретическая направленность, т.е. само внимание или предметное сознание, поскольку оно умышленно или, как обыкновенно говорится, «произвольно», есть тоже некое действие нашего «я», т.е. форма (основная и первичная) практической устремленности (С.Л. Франк).
Автор подчеркивает, что самосознание является наиболее распространенным и важным значением слова "сознание". В старину понятие сознания было введено стоиками, которые рассматривали его как высшее общее знание о нашем "я", сопутствующее всем ощущениям и впечатлениям. Понятие сознания было закреплено в философии с появлением нового сознания эпохи Возрождения и получило широкое распространение. Примером этого является фраза Декарта "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую"), которая подчеркивает важность самосознания во философии.
Кроме того, автор объясняет, что возникновение предметного сознания влечет за собой разделение душевной жизни человека, сосредоточение ее и изменение качества. В связи с этим, автор объясняет, что сознание связано с оценкой, привязанностью и действиями, которые человек сознательно совершает по отношению к предметам.
Мой собственный взгляд на рассматриваемую проблему состоит в том, что сознание является важным аспектом нашей личности и позволяет нам осознавать и понимать мир вокруг нас. Я считаю, что развитие самосознания - это важная задача каждого человека, поскольку оно помогает нам лучше понять наши ценности, интересы и ориентации. Кроме того, предметное сознание играет важную роль в определении нашего отношения к предметам и ситуациям, позволяя нам принимать информированные решения и образовывать собственные взгляды и убеждения.
Информация из данного фрагмента философского текста может быть полезна в моей будущей профессиональной деятельности, независимо от того, каким путем я пошел. В качестве учителя, я могу использовать эти знания о сознании и самосознании, чтобы помочь своим ученикам развить их критическое мышление, аналитические навыки и способность к самоанализу. Ученики смогут лучше понимать свои собственные мысли, чувства и мнения, а также видеть мир со своей уникальной перспективы. Понимание различных аспектов сознания и его роли в нашей жизни может помочь ученикам стать самостоятельными и активными участниками общества.