Текст задания
Задание. На консультацию к логопеду обратилась мама Славы (3 г.) и Вани (7 л.) по поводу проблем с речью у обоих сыновей. Ваня не произносит звуки [р], [р’]. Он учится в 1 классе. В присутствии мамы Ваня чувствует себя скованно; мама постоянно одергивает сына, требует правильных ответов. Слава подвижный, веселый мальчик. Первые слова у него появились в 2,5 года, сейчас он пользуется однословными предложениями, активно использует жесты. Детский сад не посещает, находится дома с мамой, которая не работает. На вопрос логопеда, чем любит заниматься Слава дома, мама ответить не смогла и обратилась за к Ване, объяснив, что дома со Славой занимается старший брат.
Проанализируйте типы семейного воспитания, реализуемые родителями в отношении ребенка с нарушениями речи.
Раскройте необходимость взаимосвязанной работы логопеда, воспитателя, психолога и родителей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка с нарушениями речи.
Проанализируйте возможные причины того, что родители не участвуют в коррекционной работе.
Определите задачи логопеда, психолога в работе с данной семьей.
За Ваней и Славой постоянно присутствует их мать. Ваня испытывает неудобство и неловкость в присутствии матери, так как она часто его одергивает и требует правильных ответов. В то же время, Слава является более подвижным и веселым мальчиком.
Исходя из данной ситуации, можно выделить несколько типов семейного воспитания. В данном случае, мать может быть классифицирована как авторитарная родитель, так как она часто требует правильных ответов от Вани и одергивает его. Она воспринимает себя как авторитет и требует от сына соответствия определенным стандартам. В то же время, материальный статус семьи, когда мать не работает и находится дома, показывает, что семья может быть классифицирована как семья с несколькими детьми и одним из родителей, не работающим.
В такой ситуации важно, чтобы логопед, воспитатель и психолог работали взаимосвязанно с родителями, чтобы создать оптимальные условия для развития ребенка с нарушениями речи.
Логопед должен провести детальную диагностику и оценку речевого развития Вани и Славы. Затем, основываясь на результаты оценки, логопед должен разработать индивидуальную программу коррекционной работы, включающую упражнения и задания для детей.
Воспитатель может помочь в создании оптимальной образовательной среды для детей, предоставляя им возможность активного общения со сверстниками и развития их навыков речи и языка.
Психолог должен провести психологическую оценку и поддерживающую работу с семьей. Он может помочь родителям понять причины и последствия их воспитательного стиля, и помочь им разработать новые стратегии взаимодействия с детьми.
В данном случае, одной из причин, по которой родители не участвуют в коррекционной работе, может быть их незнание о необходимости такой работы или отсутствие информации о доступных ресурсах и специалистах. Также, родители могут испытывать страх или сомнения в своих способностях справиться с речевыми проблемами своих детей.
Задачи логопеда в данной семье включают проведение диагностики и оценки речевого развития детей, разработку и реализацию индивидуальной программы коррекционной работы, а также обучение родителей методам и техникам развития речи у детей. Логопед также должен работать в тесном сотрудничестве с другими специалистами, чтобы обеспечить комплексный подход и создать оптимальные условия для развития ребенка с нарушениями речи.
Задача психолога включает проведение психологической оценки, поддержку родителей в преодолении страхов и сомнений, а также помощь в развитии эмоциональной поддержки детей. Психолог также может помочь родителям разработать новые стратегии взаимодействия с детьми и преодолеть сложности, которые могут возникнуть в процессе коррекции речи и общения.
Таким образом, для эффективного развития и коррекции речи у детей с нарушениями, необходима совместная работа логопеда, воспитателя, психолога и родителей. Каждый из этих специалистов вносит свой вклад и выполняет свои задачи для достижения общей цели - создания оптимальных условий для речевого развития детей.