Текст 3. Тема «Этика и проблема свободы». 1) К. Д. Ушинский, российский педагог
О нравственности
« Нравственность и свобода - два таких явления, которые необходимо условия друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается несвободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием страха, под влиянием любой животной страсти, есть не безнравственное, то. По крайней мере, не нравственное действие».
2) Т. И. Ойзерман, философ
Человек совершенствоваться.
«Нельзя принуждать к добродетели. Нравственность предполагает свободу выбора.
Несправедливость следует рассматривать не как нечто привходящее, вторичное порожденное произволом, злонамеренностью отдельных лиц и групп, а как фундаментальный факт общественной жизни, истории человечества. Борьба с несправедливостью столь же фундаментальный факт – источник наилучшего в человеке.
Невозможно не грешить. Человек не совершенен. Это, однако, означает, что человек совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма.
Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смотреть в глаза самому себе и оставаться самим собой, не избегать самого себя».
Вопросы.
1) Какая идея объединяет тексты? Приведите строки, подтверждающие ваш ответ.
2) Без признания каких истин, по мнению автора второго текста, не может быть подлинного гуманизма? Разделяете ли вы данную точку зрения? Обоснуйте ответ.
3) Что является источником наилучшего в человеке? Как на этот вопрос отвечает автор документа и как ответили бы вы? Аргументируйте ответ.