Бурное развитие индустриализации и распространение демократических идей потребовали новой организации школьного образования, его большей доступности, светского характера обучения. Грамотность необходимо было сделать достоянием всех слоёв населения. Человек, научившийся читать, имеет доступ к газете, книге, получает возможность продолжить своё образование.
В большинстве германских государств обязательное начальное образование было введено ещё в эпоху Просвещения, в XVIII в. Но католическая церковь стремилась держать школу под своим влиянием.
Уже в XVIII в. стало обязательным начальное образование в немецкоязычной части Австрийской империи, а также в Швеции (1842) и в Швейцарии (1848).
В последней трети XIX в. европейские государства и США встали на путь проведения существенных реформ в деле школьного образования. В разных странах эти реформы проводились по-разному — в соответствии со сложившимися прежде традициями. Кроме того, многое зависело от степени влияния в обществе либеральных идей.
В Англии решающий шаг был сделан в 1870 г., когда либеральный кабинет У. Гладстона провёл в парламенте закон о всеобщем обязательном начальном образовании. Если раньше существование школ зависело целиком от усилий церкви, то теперь школы создавались государством, которое их содержало. Вопрос о плате за обучение и об обязательном посещении занятий решали школьные советы. Полностью бесплатное и обязательное начальное образование вводилось только законами 1880 и 1891 гг.
В большинстве германских государств обязательное начальное образование было введено ещё в эпоху Просвещения, в XVIII в. Но католическая церковь стремилась держать школу под своим влиянием.
Уже в XVIII в. стало обязательным начальное образование в немецкоязычной части Австрийской империи, а также в Швеции (1842) и в Швейцарии (1848).
В последней трети XIX в. европейские государства и США встали на путь проведения существенных реформ в деле школьного образования. В разных странах эти реформы проводились по-разному — в соответствии со сложившимися прежде традициями. Кроме того, многое зависело от степени влияния в обществе либеральных идей.
В Англии решающий шаг был сделан в 1870 г., когда либеральный кабинет У. Гладстона провёл в парламенте закон о всеобщем обязательном начальном образовании. Если раньше существование школ зависело целиком от усилий церкви, то теперь школы создавались государством, которое их содержало. Вопрос о плате за обучение и об обязательном посещении занятий решали школьные советы. Полностью бесплатное и обязательное начальное образование вводилось только законами 1880 и 1891 гг.