Принципиальное отличие российских рыночных реформ от, например, реформ в большинстве стран Восточной Европы состоит в том, что в России они были начаты без создания соответствующей рыночной системе институциональной среды. Точнее говоря, российское государство отказалось от выполнения своих главнейших институциональных функций, связанных со спецификацией и защитой прав собственности, обеспечением соблюдения контрактных обязательств, функционированием независимой судебно-правовой системы и т. д. Оно не создало необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики «правил игры», что стало непреодолимым препятствием для заключения долгосрочных контрактов между хозяйствующими субъектами, а соответственно, для «институциональной интеграции» между ними. При этом оно зачастую нарушало свои собственные обязательства перед частным сектором (не выплачивая вовремя заработную плату и т. д.). В то же время, за 1990-е годы сохранилась и даже усилилась практика поддержки отдельных групп хозяйствующих субъектов, например, представителей АПК, ТЭК и т. д. Иными словами, государство своими действиями только способствовало хозяйственному неравноправию экономических субъектов. Кроме того, в начале реформ государство фактически отказалось от управления государственными предприятиями, бросив их на произвол судьбы.
В основе избранной стратегии лежала шоковая терапия, ориентация на современные американские и европейские институты при отсутствии значительных институциональных инноваций и опоры на институциональный эксперимент. Все основные реформы проводились практически одновременно без тщательного учёта ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы слабых (под предлогом недопустимости популизма) — достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 году, резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформы. Население ответило взрывной интенсификацией неуправляемых перераспределительных процессов — ростом теневой экономики, коррупции, преступности. Правительство даже не пыталось найти адекватные меры, чтобы сдержать эти процессы. Избранные им методы приватизации, снижение регулирующей роли государства, пренебрежение промышленной политикой способствовали развитию негативных тенденций. Массовое недовольство вылилось в восстание парламента против президента. Соблюсти политические ограничения не удалось. Расстрел Белого дома осенью 1993 года дискредитировал демократию, и её сворачивание стало делом времени. Внедрявшиеся «передовые» институты атрофировались, перерождались или вовсе отторгались неадекватной им культурной и институциональной средой
Реформы в Восточной Европе
На этапе перехода от тоталитаризма к демократии основными мероприятиями новых восточноевропейских правительств в политической сфере стали конституционные реформы: возрождение функций парламентов и органов местного самоуправления, формирование многопартийности, предоставление гражданам основных демократических прав и свобод.
В экономике были проведены реформы, направленные на переход к рыночному хозяйству: либерализация цен, приватизация государственной собственности, реституция (возвращение собственности в прежнее владение); восстановление полноценных товарно-денежных отношений. Экономическая модель реформирования предусматривала также значительное сокращение социальных расходов.
Страны Восточной Европы в той или иной форме провели приватизацию государственных предприятий и положили начало развитию частного сектора. Так, в Чехословакии приватизацию осуществили, прибегнув к купонов. В 1992 г. 8,6 млн человек получили купоны, из них 1 млн человек обменяли их на акции предприятий. В Венгрии прибегли к прямой продажи акций государственных предприятий населению. В Польше применяли разнообразные формы приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности по купонам и акциями. Позже приватизацию начали осуществлять через такие финансовые институты, как фонды, холдинги, инвестиционные компании.
Страны Восточной Европы в 1990-1991 гг. провели либерализацию цен. Сначала отпустили цены на многие виды потребительских товаров и продукции производственного назначения. Следующим шагом стала отмена контроля государства над ценами на абсолютное большинство сельскохозяйственной и промышленной продукции и услуги.
Для сокращения дефицита бюджета и создания эффективной системы кредитования провели реформирование бюджетной, банковской и налоговой систем. Как следствие, было сокращено бюджетную поддержку предприятий и капитальные вложения; ограничен кредитования путем резкого поднятия процентных ставок кредита; повышены налоги на доходы предприятий (установлено налоги на добавленную стоимость и общий подоходный налог вместо налога на заработную плату), уменьшено количество налогов.
В основе избранной стратегии лежала шоковая терапия, ориентация на современные американские и европейские институты при отсутствии значительных институциональных инноваций и опоры на институциональный эксперимент. Все основные реформы проводились практически одновременно без тщательного учёта ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы слабых (под предлогом недопустимости популизма) — достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 году, резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформы. Население ответило взрывной интенсификацией неуправляемых перераспределительных процессов — ростом теневой экономики, коррупции, преступности. Правительство даже не пыталось найти адекватные меры, чтобы сдержать эти процессы. Избранные им методы приватизации, снижение регулирующей роли государства, пренебрежение промышленной политикой способствовали развитию негативных тенденций. Массовое недовольство вылилось в восстание парламента против президента. Соблюсти политические ограничения не удалось. Расстрел Белого дома осенью 1993 года дискредитировал демократию, и её сворачивание стало делом времени. Внедрявшиеся «передовые» институты атрофировались, перерождались или вовсе отторгались неадекватной им культурной и институциональной средой
На этапе перехода от тоталитаризма к демократии основными мероприятиями новых восточноевропейских правительств в политической сфере стали конституционные реформы: возрождение функций парламентов и органов местного самоуправления, формирование многопартийности, предоставление гражданам основных демократических прав и свобод.
В экономике были проведены реформы, направленные на переход к рыночному хозяйству: либерализация цен, приватизация государственной собственности, реституция (возвращение собственности в прежнее владение); восстановление полноценных товарно-денежных отношений. Экономическая модель реформирования предусматривала также значительное сокращение социальных расходов.
Страны Восточной Европы в той или иной форме провели приватизацию государственных предприятий и положили начало развитию частного сектора. Так, в Чехословакии приватизацию осуществили, прибегнув к купонов. В 1992 г. 8,6 млн человек получили купоны, из них 1 млн человек обменяли их на акции предприятий. В Венгрии прибегли к прямой продажи акций государственных предприятий населению. В Польше применяли разнообразные формы приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности по купонам и акциями. Позже приватизацию начали осуществлять через такие финансовые институты, как фонды, холдинги, инвестиционные компании.
Страны Восточной Европы в 1990-1991 гг. провели либерализацию цен. Сначала отпустили цены на многие виды потребительских товаров и продукции производственного назначения. Следующим шагом стала отмена контроля государства над ценами на абсолютное большинство сельскохозяйственной и промышленной продукции и услуги.
Для сокращения дефицита бюджета и создания эффективной системы кредитования провели реформирование бюджетной, банковской и налоговой систем. Как следствие, было сокращено бюджетную поддержку предприятий и капитальные вложения; ограничен кредитования путем резкого поднятия процентных ставок кредита; повышены налоги на доходы предприятий (установлено налоги на добавленную стоимость и общий подоходный налог вместо налога на заработную плату), уменьшено количество налогов.