Главными чертами развития гражданского общества в 1890—1960-е гг. были политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений, а также особая роль конфликта между трудом и капиталом в обществе. Профсоюзы были поделены между равными партиями, которые стремились превратить их в инструмент своей политической борьбы. Консерваторы контролировали христианские профсоюзы. Анархисты (анархо-синдикалисты) руководили крупными профсоюзами во Франции, Италии, Испании, США. Под влиянием социалистов и коммунистов находились крупнейшие профсоюзные объединения рабочих. Фашисты пытались опереться на общества бывших фронтовиков Первой мировой войны, либералы и социалисты использовали женское движение и т. д. Каждая газета или журнал имели свою политическую направленность. Так идеологическое противостояние пронизывало общественную и частную жизнь граждан.
Изменение роли и характера гражданского общества как совокупности независимых от политического государства добровольных ассоциаций граждан ярко проявилось с 1960-х гг. С этого времени начинается падение популярности политических организаций и государственных органов, парламентов, правительств, уменьшение численности партий, профсоюзов, бойскаутских и других организаций. Люди стали реже участвовать в выборах. Эти явления были характерны для всех развитых стран Запада. Сначала это воспринималось как кризис демократии и распад социальных связей, пока не стало понятно, что граждане ищут иных форм взаимодействия. Оказалось, что люди стали чаще находить себя в рамках небольших групп по интересам, реже ходить на выборы, но отдавать больше времени разного рода добровольным ассоциациям.
Изменение роли и характера гражданского общества как совокупности независимых от политического государства добровольных ассоциаций граждан ярко проявилось с 1960-х гг. С этого времени начинается падение популярности политических организаций и государственных органов, парламентов, правительств, уменьшение численности партий, профсоюзов, бойскаутских и других организаций. Люди стали реже участвовать в выборах. Эти явления были характерны для всех развитых стран Запада. Сначала это воспринималось как кризис демократии и распад социальных связей, пока не стало понятно, что граждане ищут иных форм взаимодействия. Оказалось, что люди стали чаще находить себя в рамках небольших групп по интересам, реже ходить на выборы, но отдавать больше времени разного рода добровольным ассоциациям.