Создайте экспериментально-педагогическую ситуацию, (например, «позови машу (ваню, петю)» для выявления бов установления ребенком элементарных контактов со сверстниками). диагностическая методика «позови машу» во время самостоятельной игры детей в группе или на прогулке подзовите ребенка, за которым ведете наблюдение, и в доверительном, мягком тоне обратитесь к нему с например: «валечка, позови, , машу. она мне нужна». при этом назовите имя ребенка, который находится на небольшом расстоянии, чтобы можно было видеть и слышать, как будет выполняться . аналогично можно организовать и другие ситуации, например: «отдай вот этот рисунок (игрушку, работу) » (называется имя ребенка); «попроси у него карандаш (мозаику, лото и т.д.); «скажи детям (называются имена 2-3 детей), чтобы они подошли ко мне (собрали игрушки и т.д.)». зафиксируйте характер (действия, речевые, эмоциональные проявления) ребенка, получившего (позвать, отдать, попросить), и тех детей, к которым он обращался. параметры поведения, в результате анализа которых складывается общая оценка выполнения ребенком на включение в общение: а) как ребенок принимает взрослого (охотно, неохотно, отказывается ее выполнять и т.д.); б) какие используются конкретные обращения к сверстнику (заглядывает в лицо, прикасается к плечу или руке, передает средствами речи, жестикулирует или выхватывает игрушку, схватив за руку, ведет ко взрослому и т.д.); в) как сверстник отвечает на такие обращения (охотно откликается, отвечает недовольно и раздраженно, оставляет воздействия сверстников без внимания, грубо отталкивает и т.д.); г) какое настроение у ребенка, выполнившего взрослого. оценка. 1. ребенок охотно откликается на взрослого, проявляет доброжелательность, устанавливая контакт со сверстником, выражает удовлетворение, радость, выполнив , и, наоборот, огорчение при неудаче - «+». 2. ребенок неохотно откликается на взрослого, вступает в контакт со сверстником не сразу, после паузы, медленно, несколько настороженно присматривается к нему, затрудняется в обращения - «+; ». 3. ребенок неохотно выполняет взрослого взаимодействия со сверстником носят конфликтный характер - «-». на основе полученных данных опишите индивидуальные особенности детей по следующим вопросам: 1. вид деятельности, в которой ребенок достигает наилучших результатов. деятельность, которая особенно привлекает дошкольника. 2. характер взаимоотношений ребенка с окружающими. 3. положение ребенка в группе сверстников. 4. эмоциональное состояние. 5. возможные причины тех или иных проявлений. 6. рекомендации для воспитателей.
Экспериментально-педагогическая ситуация - это специально созданная ситуация, при помощи которой мы можем изучить и проанализировать поведение ребенка. В данном случае, мы будем использовать методику "позови Машу", чтобы выявить, как ребенок устанавливает контакты со сверстниками.
Теперь перейдем к самому эксперименту. Во время самостоятельной игры детей в группе или на прогулке, я подзову вас, за которым веду наблюдение, и обращусь к вам в доверительном, мягком тоне. Например, я могу сказать: "Валечка, позови Машу, она мне нужна". При этом, я назову имя ребенка Маша, который будет находиться на небольшом расстоянии. Это позволит нам видеть и слышать, как вы будете выполнять задание. Мы также можем использовать и другие ситуации, например, "отдай вот этот рисунок" или "попроси у него карандаш" и т.д.
После проведения эксперимента, мы зафиксируем характер ваших действий, речевые и эмоциональные проявления, а также поведение сверстников, к которым вы обращались. Это поможет нам составить общую оценку вашего включения в общение.
Теперь давайте рассмотрим параметры поведения, по которым мы будем оценивать ваше взаимодействие:
- Как вы принимаете взрослого? Вы будете охотно или неохотно выполнять задание или может быть даже откажете его выполнить.
- Какие конкретные обращения вы использовали к сверстнику? Вы будете заглядывать в лицо, прикасаться к плечу или руке, передавать средствами речи, жестикулировать или может быть даже схватите его за руку и позводите к взрослому.
- Как сверстник отвечает на ваши обращения? Он откликается охотно или недовольно и раздраженно или может быть даже игнорирует вас или грубо отталкивает.
- Какое настроение у вас после взаимодействия с взрослым?
Теперь, на основе полученных данных, давайте опишем ваши индивидуальные особенности:
1. Вид деятельности, в которой вы достигаете наилучших результатов и деятельность, которая особенно привлекает вас. Например, вы можете успешно выполнять задания, требующие коммуникации с другими детьми, а также активно участвовать в играх, которые требуют коллективного взаимодействия.
2. Ваши характер взаимоотношений с окружающими. Например, вы можете отличаться доброжелательностью и умением устанавливать контакты со сверстниками.
3. Ваше положение в группе сверстников. Например, вы можете быть одним из лидеров или активным участником группы.
4. Ваше эмоциональное состояние. Например, вы можете проявлять удовлетворение и радость, когда успешно выполняете задание, или огорчение при неудаче.
5. Возможные причины ваших проявлений. Например, вы можете быть общительным ребенком, который хочет быть в центре внимания и поэтому активно обращается к сверстникам.
6. Рекомендации для воспитателей. Например, вам может быть полезно больше практиковаться в коммуникации со сверстниками, занимая лидирующую роль в играх или проводя с ними совместные задания.
Вот и все! Надеюсь, ответ на ваш вопрос был понятен и полезен для вас. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать!