Согласно Конституции Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Раскройте сущность этих характеристик белорусского государства.
Беларусь характеризуется как «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), которое «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (ст. 8).
Согласно Конституции Республика Беларусь – это унитарное государство. Оно обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Наша республика стремится к построению демократического общества. Демократия в Беларуси осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии, различные общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В то же время, идеология политических партий, религиозных и иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Одновременно в республике запрещается создание и деятельность партий, а равно других общественных объединений и организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной и расовой вражды.
Республика Беларусь является социальным государством. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (ч. 2 ст. 21). Государство создает условия для полной занятости населения (ст. 41). Провозглашается также равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47) и др.
Беларусь является президентской республикой. Институт президентства имеет более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г., с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов.
Изначально Президент был «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к установлению в Беларуси президентской формы правления. На республиканском референдуме 1996 года был принят президентский вариант Конституции, который создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В ней наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между правами и обязанностями главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины ХХ века.
В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную главу. Согласно ч. 1 ст. 79 нынешней редакции Конституции является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Государство выполняет свои функции в обществе через систему специальных органов и организаций, наделенных соответствующими полномочиями.
Согласно Конституции Республика Беларусь – это унитарное государство. Оно обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Наша республика стремится к построению демократического общества. Демократия в Беларуси осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии, различные общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В то же время, идеология политических партий, религиозных и иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Одновременно в республике запрещается создание и деятельность партий, а равно других общественных объединений и организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной и расовой вражды.
Республика Беларусь является социальным государством. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (ч. 2 ст. 21). Государство создает условия для полной занятости населения (ст. 41). Провозглашается также равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47) и др.
Беларусь является президентской республикой. Институт президентства имеет более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г., с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов.
Изначально Президент был «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к установлению в Беларуси президентской формы правления. На республиканском референдуме 1996 года был принят президентский вариант Конституции, который создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В ней наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между правами и обязанностями главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины ХХ века.
В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную главу. Согласно ч. 1 ст. 79 нынешней редакции Конституции является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Государство выполняет свои функции в обществе через систему специальных органов и организаций, наделенных соответствующими полномочиями.