Скачать материал
Урок литературы в 11 классе «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни».
Цели урока: познакомиться с личностью писателя современника В. Г. Распутина, выявить проблемы повести «Живи и помни»;
развивать творческие речь, готовиться к экзаменационному сочинению;
формировать положительные нравственные качества школьников.
Активизация внимания. Показ видеофрагментов из фильма «Живи и помни» (вой А. Гуськова, А. Гуськов ест веточки дерева).
Беседа: Кто перед нами – человек или зверь? Что отличает человека от зверя? Чем руководствуется человек и зверь в жизни? (Зверь – инстинктами, человек – разумом, самосознанием) На чем основано самосознание человека? (на нравственности).
Определим, что включает в себя понятие «Нравственность» (ученики по очереди называют по одному слову – понятию, определяющему нравственность человека; учитель записывает на доске (либо группа записывает на листах, которые затем вывешиваются на доску); индивидуальное задание – найти определение в словаре)
НРАВСТВЕННОСТЬ
ГУМАНИЗМ, МИЛОСЕРДИЕ, ДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА, СОСТРАДАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЧУТКОСТЬ, ТЕРПЕЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ВСЕПРОЩЕНИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ К СУДЬБЕ НАРОДА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОЗИДАНИЮ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К ОТЧЕМУ ДОМУ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ (положительные качества)
Зачитывается определение из словаря.
Определение темы. Сегодня наш урок называется «
и посвящается повести «Живи и помни» В. Г. Распутина, который является образцом нравственности и который всеми своими делами, своими произведениями стремится раскрыть нравственные проблемы современности и формировать у читателя положительные качества.
Цели урока: познакомиться с личностью писателя современника В. Г. Распутина, выявить проблемы повести «Живи и помни», развивать творческие речь, готовиться к экзаменационному сочинению.
15 марта исполняется 75 лет со Дня рождения писателя. Познакомимся с фактами его биографии (несколько слов об авторе).
Доклад – презентация о жизни и творчестве В. Г. Распутина (индивидуальное домашнее задание).
Слово учителя. Повесть В. Распутина о войне. Война… само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны… Но погибая, они знали, что сражаются за Родину, за свою землю, за своих родных и близких. Смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека, потеря нравственности. Именно об этом повесть «Живи и помни».
Работа в группах с нравственно-философскими категориями.
Задания для групп.
Прочитайте цитаты из повести. Выделите ключевое слово – нравственно-философскую категорию. Дайте ей определение, используя словарь. Сформулируйте проблему текста, комментарий к ней (как автор раскрывает данную проблему), мысль автора. Выскажите свою позицию (отвечая на во Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. Вперед еще есть какой-то путь, совсем, видно, недальний, пока не упрешься в стену, а поворотить назад уже нельзя…
Убежать от судьбы она (Настена) не сможет.
Вот она, судьба… Это она толкнула меня, она распорядилась. (Андрей)
От судьбы, Настена, никуда не уйдешь… Это ж она меня с войны сняла и сюда направила. (Андрей)
Я бы, может, хотела себе другую судьбу, но другая от других, а это моя. И я о ней не жалею… (Настена)
- Согласны ли вы со словами А. Гуськова, что судьба определила его жизнь?
- Как вы думаете, жизнь человека зависит от него самого или жизнь – это проявление судьбы, обстоятельств, не зависящих от воли человека?