Сүйлөмдөрдү ирети менен жайгаштыргыла. Жупта салыштыргыла. 1. Бир күнү энеси катуу ооруп калат.
2. Мүрөктүн суусун ичкен арчанын жалбырактарын түтөткөндө энеси
оорудан тез эле айыгып кетет.
3. Илгери бир абышка-кемпир жашаган экен.
4. Алардын жалгыз баласы болот.
5. Баласы мүрөктүн суусун алып келе жатып, төгүп алат.
6. Дарыгер апасына мүрөктүн суусу гана жардам берет деп айтат.
7. Мүрөктүн суусуна сугарылган арча жатпарып, өлбөс даракка
айланат.
1. Бир күнү энеси катуу ооруп калат.
В этом предложении говорится, что однажды мама отправилась на работу. Здесь мы имеем причинно-следственную связь, где действие "энеси катуу" (мама ушла) вызвано действием "ооруп калат" (на работу). Таким образом, причиной того, что мама ушла на работу, является факт, что наступил новый день (бир күнү).
2. Мүрөктүн суусун ичкен арчанын жалбырактарын түтөткөндө энеси оорудан тез эле айыгып кетет.
Это предложение говорит о том, что после того, как козленок выпил молока, его мама ушла из дома. Здесь у нас есть причинно-следственная связь между тем, что козленок выпил молока (мүрөктүн суусун ичкен) и тем, что его мама ушла (энеси оорудан тез эле айыгып кетет). Мама, возможно, отправляется на поиск еды или выполнять другие свои обязанности.
3. Илгери бир абышка-кемпир жашаган экен.
В этом предложении говорится, что снегирь жил рядом с маленьким домиком. Чтобы понять это предложение, нам нужно знать значение слов "илгери" (снегирь) и "абышка-кемпир" (маленький домик). Это предложение не содержит явной причинно-следственной связи, но оно говорит о том, где снегирь обитает - около маленького домика.
4. Алардын жалгыз баласы болот.
В этом предложении говорится, что у них есть один ребенок. Здесь мы имеем факт, а не причинно-следственную связь. Предложение просто утверждает, что у них есть только один ребенок.
5. Баласы мүрөктүн суусун алып келе жатып, төгүп алат.
В этом предложении говорится, что ребенок бежит, чтобы принести козленка. Есть последовательность действий, которая указывает на причинно-следственную связь: баласы мүрөктүн суусун алып келе жатып (ребенок бежит, чтобы принести молоко от козленка), затем төгүп алат (он / она принесет его / ее). Таким образом, ребенок бежит-принести козленка, потому что он хочет взять его.
6. Дарыгер апасына мүрөктүн суусу гана жардам берет деп айтат.
В этом предложении говорится, что доктор говорит, что молоко козленка помогает только его матери. Здесь у нас есть утверждение от имени доктора, которое объясняет, что молоко козленка помогает только его матери (мүрөктүн суусу гана жардам берет). Причинно-следственная связь состоит в том, что молоко козленка помогает только его матери и никому другому.
7. Мүрөктүн суусуна сугарылган арча жатпарып, өлбөс даракка айланат.
В этом предложении говорится, что соломенная подстилка улетает в воздух. Здесь у нас есть причинно-следственная связь между тем, что сугарит арча (солома подстилки улетает) и тем, что она айланат (летит) к өлбөс даракка (в воздух). То есть, когда подстилка сдувается ветром, она летит в воздух.