Российская компания имеет сборочное пред¬приятие в регионе Юго-Восточной Азии. Широкий ассортимент комплектующих частей регулярно отправляется из России на сбо-рочное предприятие. При этом часто возникает во как транс¬портировать груз — воздушным или морским транспортом?
Факторами, играющими решающую роль при выборе между воз¬душным или водным транспортом, являются:
— фрахтовая ставка при транспортировке морем — 250 у.е. за 1 м3;
— фрахтовая ставка при перевозке воздушным транспортом — 1154 у.е. за 1 м3;
— время в пути при перевозке морским транспортом1 — 50 дней;
— время в пути при перевозке воздушным транспортом2 —10 дней;
— дополнительные страховые запасы на сборочном предприя¬тии в случае транспортировки морем — 14 дней;
— процентная ставка на запасы грузов, находящихся в пути при перевозке морским и воздушным транспортом — 7% годовых;
— дополнительные затраты на запасы на сборочном предприя¬тии — 15%.
В рассматриваемом нами примере фрахтовая ставка на воздуш¬ном транспорте выше, чем на морском. Однако при воздушных пе¬ревозках продукция находится в пути не так долго, как при водных перевозках, поэтому затраты на уплату процентов в связи с запаса¬ми в пути и страховыми запасами на складе сборочного предприя¬тия ниже.
Определить, какой вид транспорта выберет компания при удель¬ной стоимости товаров, равной 5000 у.е., 10 000 у.е., 50 000 у.е.
Для начала рассмотрим случай, когда удельная стоимость товаров равна 5000 у.е.:
1. Воздушная перевозка:
Стоимость транспортировки: 5000 у.е. * 1154 у.е./м3 = 5 770 000 у.е.
Время в пути: 10 дней
Дополнительные затраты на запасы: 5000 у.е. * 15% = 750 у.е.
Затраты на проценты и страховые запасы: 5000 у.е. * 7% = 350 у.е.
Итого затраты на воздушную перевозку: 5 770 000 у.е. + 750 у.е. + 350 у.е. = 6 120 100 у.е.
2. Морская перевозка:
Стоимость транспортировки: 5000 у.е. * 250 у.е./м3 = 1 250 000 у.е.
Время в пути: 50 дней
Дополнительные затраты на запасы: (5000 у.е. + 1250 у.е.) * 15% = 937,5 у.е.
Затраты на проценты и страховые запасы: (5000 у.е. + 1250 у.е.) * 7% = 437,5 у.е.
Итого затраты на морскую перевозку: 1 250 000 у.е. + 937,5 у.е. + 437,5 у.е. = 1 188 875 у.е.
Как видно из рассчетов, в данном случае предпочтительнее морская перевозка, так как она стоит дешевле.
Теперь рассмотрим случай, когда удельная стоимость товаров равна 10 000 у.е.:
1. Воздушная перевозка:
Стоимость транспортировки: 10 000 у.е. * 1154 у.е./м3 = 11 540 000 у.е.
Время в пути: 10 дней
Дополнительные затраты на запасы: 10 000 у.е. * 15% = 1 500 у.е.
Затраты на проценты и страховые запасы: 10 000 у.е. * 7% = 700 у.е.
Итого затраты на воздушную перевозку: 11 540 000 у.е. + 1 500 у.е. + 700 у.е. = 13 041 200 у.е.
2. Морская перевозка:
Стоимость транспортировки: 10 000 у.е. * 250 у.е./м3 = 2 500 000 у.е.
Время в пути: 50 дней
Дополнительные затраты на запасы: (10 000 у.е. + 2500 у.е.) * 15% = 2 625 у.е.
Затраты на проценты и страховые запасы: (10 000 у.е. + 2500 у.е.) * 7% = 1 155 у.е.
Итого затраты на морскую перевозку: 2 500 000 у.е. + 2 625 у.е. + 1 155 у.е. = 4 126 780 у.е.
В данном случае также предпочтительнее морская перевозка.
Теперь рассмотрим случай, когда удельная стоимость товаров равна 50 000 у.е.:
1. Воздушная перевозка:
Стоимость транспортировки: 50 000 у.е. * 1154 у.е./м3 = 57 700 000 у.е.
Время в пути: 10 дней
Дополнительные затраты на запасы: 50 000 у.е. * 15% = 7 500 у.е.
Затраты на проценты и страховые запасы: 50 000 у.е. * 7% = 3 500 у.е.
Итого затраты на воздушную перевозку: 57 700 000 у.е. + 7 500 у.е. + 3 500 у.е. = 57 711 000 у.е.
2. Морская перевозка:
Стоимость транспортировки: 50 000 у.е. * 250 у.е./м3 = 12 500 000 у.е.
Время в пути: 50 дней
Дополнительные затраты на запасы: (50 000 у.е. + 12 500 у.е.) * 15% = 9 375 у.е.
Затраты на проценты и страховые запасы: (50 000 у.е. + 12 500 у.е.) * 7% = 4 375 у.е.
Итого затраты на морскую перевозку: 12 500 000 у.е. + 9 375 у.е. + 4 375 у.е. = 12 513 750 у.е.
В данном случае также предпочтительнее морская перевозка.
Итак, в итоге, выбор между воздушным и морским транспортом зависит от удельной стоимости товаров. При удельной стоимости товаров равной 5000 у.е., 10 000 у.е. и 50 000 у.е., предпочтительнее использовать морскую перевозку, так как она стоит дешевле, несмотря на большие затраты на время в пути и дополнительные запасы на сборочном предприятии.