ребят) На кафедру вуза была принята молодой специалист Лялина, окончившая тот же институт. Быстро освоившись в должности ассистента, она почувствовала себя весьма уверенно, тем более что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не со всеми сотрудниками института. Только с заведующим кафедрой Уманцевым Лялина не смогла установить хорошие отношения. Он явно не одобрял постоянные отлучки Лялиной, затеваемые ею бесконечные разговоры с сотрудниками на посторонние темы. Поняв, что хорошего отношения от заведующего кафедрой ей не добиться, Лялина резко изменила свое поведение. Если раньше она хоть как-то выполняла его распоряжения, то теперь ограничила объем своей работы тем минимумом, который был необходим, чтобы продержаться на кафедре. Проявляя недюжинную изобретательность и некоторые знания трудового законодательства, она не соглашалась руководить практикой студентов, даже эпизодически читать лекции, вообще отказывалась от преподавания и вела только лабораторные и практические занятия. Вопросы: 1. Охарактеризуйте структуру потребностей Лялиной в соответствии с содержательными теориями мотивации. 2. Что следует предпринять Уманцеву, чтобы мотивировать Лялину?
Одной из содержательных теорий мотивации, которая может помочь охарактеризовать структуру потребностей Лялиной, является теория Абрахама Маслоу о иерархии потребностей.
Согласно этой теории, люди мотивируются удовлетворением своих потребностей, начиная с самых основных и продвигаясь вверх по иерархии. Иерархия потребностей Маслоу включает следующие уровни:
1) Физиологические потребности - это потребности, связанные с выживанием и физическими потребностями, такие как еда, вода, сон и т. д. Вероятно, что Лялина удовлетворяет этот уровень потребностей, поскольку она успешно осваивается в своей новой должности и удовлетворяет физические потребности.
2) Потребности в безопасности - это потребности в ощущении физической и эмоциональной безопасности, такие как защита от опасности или стабильность рабочей среды. Возможно, что недовольство Лялиной отношениями с заведующим кафедрой связано с неполным удовлетворением этого уровня.
3) Социальные потребности - это потребности в принадлежности, любви и принятии других людей. Учитывая, что Лялина благодаря своему общительному характеру была уверенна в себе и знакома со многими сотрудниками института, вероятно, этот уровень потребностей внушает ей завершенность.
4) Потребности в уважении - это потребности, связанные с ощущением уважения и ценности в глазах других людей, а также с самоуважением. До изменения поведения, Лялина могла ощущать некоторые проблемы с удовлетворением этого уровня, поскольку заведующий кафедрой выражал свое неодобрение ее поведения.
5) Потребности в самореализации - это потребности в достижении своего полного потенциала и саморазвития. Исходя из данной информации, Лялина ограничила свою работу и не проявляет интереса к обязанностям ассистента, таким как преподавание и руководство деятельностью студентов, что может указывать на то, что она не достигла этого уровня потребности.
2. Что следует предпринять Уманцеву, чтобы мотивировать Лялину?
Чтобы мотивировать Лялину, Уманцеву следует принять следующие действия:
- Установить открытый и конструктивный контакт с Лялиной. Организовать беседу, чтобы понять, почему она изменила свое поведение и узнать, что ей требуется, чтобы чувствовать себя более мотивированной и вовлеченной.
- Предложить Лялине четкие цели и ожидания. Дать ей ясное представление о своих ожиданиях и том, какое значение ее работа имеет для кафедры и студентов. Ясность целей и ожиданий может помочь Лялине более эффективно планировать и ориентироваться на конкретные задачи.
- Предоставить Лялине возможности для саморазвития и профессионального роста. Предложить ей участвовать в дополнительных тренингах, курсах или конференциях, которые помогут ей развивать свои навыки и компетенции в области преподавания и руководства студентами.
- Признавать достижения и успехи Лялины. Важно выразить признательность и поощрение за совершенные Лялиной успехи и достижения, чтобы поддержать ее мотивацию и самооценку.
- Предоставлять четкую обратную связь и поддержку. Регулярно общаться с Лялиной, обсуждая ее прогресс и давая рекомендации по улучшению. Поддерживать ее усилия и помогать ей преодолевать возможные трудности или проблемы.
- Создать благоприятную рабочую атмосферу. Обеспечить поддержку и коллективное сотрудничество на кафедре, чтобы Лялина чувствовала себя ценной и включенной в команду.
Все эти меры помогут Уманцеву создать мотивационную среду, которая будет способствовать повышению мотивации и вовлеченности Лялиной.