Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря 1825 г. и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное; в нем изображен процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка. Текст насыщен славянизмами, придающими речи торжественный, приподнятый тон, который органически связан с библейской темой. Но христианский миф, библейский колорит - это лишь одеяние, художественный прием. За аллегорией и символикой отчетливо проступают сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта. Все то житейское содержание, что наполняет сердца и умы занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной... Он жаждет духовного удовлетворения, стремится к нему. С его стороны больше ничего и не требуется: алчущие и жаждущие насытятся...
Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается на небесах, и на земле, и в морских пучинах, от круговращения небес до прозябания (прорастания) растений. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие - слово правды. Но, для того чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.
Как видим, Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.
В стихотворении особую значимость приобретает заключительное четверостишие, где каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится объяснение того, что произошло с пророком. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть весь многообразный, красочный мир; чуткий слух нужен для того, чтобы слышать пульс жизни, в каких бы формах она ни проявлялась, и в равной мере воспевать как «возвышенные», так и «низкие» предметы.
Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается на небесах, и на земле, и в морских пучинах, от круговращения небес до прозябания (прорастания) растений. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие - слово правды. Но, для того чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.
Как видим, Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.
В стихотворении особую значимость приобретает заключительное четверостишие, где каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится объяснение того, что произошло с пророком. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть весь многообразный, красочный мир; чуткий слух нужен для того, чтобы слышать пульс жизни, в каких бы формах она ни проявлялась, и в равной мере воспевать как «возвышенные», так и «низкие» предметы.