В литературном портрете у Лермонтова сочетаются подробное описание внешности персонажа с его индивидуально-психологической характеристикой, что придает особую жизненную достоверность, убедительность и глубину. По этому принципу создается и портрет ундины. Сначала в ее внешности выделяется нечто романтическое. «Решительно я никогда такой женщины не видывал» — так приподнято начинает описание Печорин. Затем постепенно он начинает снижать романтическое начало и наполнять портрет реалистическими деталями, даже с помощью весьма прозаического сравнения: «Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней много было породы... порода в женщинах, как в лошадях, великое дело... Она... в большей части изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки». Характер де- . вушки (почему так по-разному воспринимает ее Печорин) построен на неожиданной смене поступков, настроений, контрастов. Она также изменчива и неуловима, как и ее жизнь, вольная, исполненная неожиданностей, в которой имеются свои романтические глубины и прозаические заботы.