Для характеристики героев особенно интересны диалоги «противоборствующих сторон» - профессора с Швондером и домкомовцами и профессора с Шариковым. Эти диалоги ярко высвечивают характеры и убеждения героев. Одновременно, они напоминают «диалоги глухих» - герои разговаривают, не понимая друг друга и не желая понять. Этим автор подчеркивает, что между миром профессора Преображенского и миром пролетариата — глубокая, непреодолимая пропасть.
Гротеск — фантастическое преувеличение. Гротеском автор пользуется при создании образа Шарикова, например, описывая его внешний вид: «Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой». Гротеск проявляется и в том, как говорит Шариков, мешая просторечные слова и выражения с канцеляризмами: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить».
Ирония - это скрытая насмешка. Ирония звучит в строчке из дневника доктора Борменталя: «В полном составе домком во главе со Швон- дером. Зачем - сами не знают». Ирония звучит в вопросе профессора к одному из «юношей»-домкомовцев: «Во-первых <...> вы мужчина или женщина?» Иронический скептицизм в высшей степени свойственен профессору Преображенскому и самому автору. Авторской иронии не избегает, например, доктор Борменталь. Ирония проявляется втом, как Шарик называет Борменталя «тяпнутым»; в отдельных строках дневника Борменталя: «Шарик читал. Читал (3 восклицательных знака). Это я догадался. По главрыбе. Именно с конца читал. И я даже знаю, где разрешение этой загадки: в перерезке зрительных нервов собаки».
Юмор - это вид добродушного смеха. В повести Булгакова с юмором описывается только несчастный, но ласковый пёс Шарик. Например, его попытки выразить «любовь и преданность» спасшему его профессору: «...лижу вам руку. Целую штаны, мой благодетель!». Юмором окрашены его собачьи «мысли вслух»: «Я - красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито, размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях. - Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом».
Гротеск — фантастическое преувеличение. Гротеском автор пользуется при создании образа Шарикова, например, описывая его внешний вид: «Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой». Гротеск проявляется и в том, как говорит Шариков, мешая просторечные слова и выражения с канцеляризмами: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить».
Ирония - это скрытая насмешка. Ирония звучит в строчке из дневника доктора Борменталя: «В полном составе домком во главе со Швон- дером. Зачем - сами не знают». Ирония звучит в вопросе профессора к одному из «юношей»-домкомовцев: «Во-первых <...> вы мужчина или женщина?» Иронический скептицизм в высшей степени свойственен профессору Преображенскому и самому автору. Авторской иронии не избегает, например, доктор Борменталь. Ирония проявляется втом, как Шарик называет Борменталя «тяпнутым»; в отдельных строках дневника Борменталя: «Шарик читал. Читал (3 восклицательных знака). Это я догадался. По главрыбе. Именно с конца читал. И я даже знаю, где разрешение этой загадки: в перерезке зрительных нервов собаки».
Юмор - это вид добродушного смеха. В повести Булгакова с юмором описывается только несчастный, но ласковый пёс Шарик. Например, его попытки выразить «любовь и преданность» спасшему его профессору: «...лижу вам руку. Целую штаны, мой благодетель!». Юмором окрашены его собачьи «мысли вслух»: «Я - красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито, размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях. - Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом».