Таким образом, в VIII–IX вв. н. э. произошли существенные изменения в этническом составе и культуре населения на территории Беларуси. Великие группы славян продвинулись и осели во всех ее регионах. Они устанавливали тесные контакты с балтским населением, которое жило здесь. Взаимодействие славян и балтов существенно изменило их культуру. Балтское население было ассимилировано. Однако нельзя представлять славянскую ассимиляцию балтов прямолинейным процессом. В исторической литературе указывается, что ассимилировали не только славяне балтов, но и в ряде случаев славяне были ассимилированы балтами.
Результатом продолжительных и активных межэтнических контактов, постепенного смешивания славян с коренным балтским населением стало образование новых межплеменных объединений – симбиоз балтской и славянской культур. Свидетельством такого симбиоза можно считать присутствие балтских элементов в славянских древностях, соединение в одних памятниках и славянских, и балтских этноопределяющих черт. Примером на занятой восточными славянами территории являлись курганы с восточной ориентацией (по балтской традиции), хотя славяне хоронили покойников головой на запад. Типично балтскими считаются также многие другие элементы обряда захоронения, выявленные в курганах украшения. Такие памятники принадлежали уже славянизированным балтам.
Таким образом, раннесредневековые этнические сообщества – дреговичи, радимичи и кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке этих этнических сообществ соединялись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли собой новые качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты. Поэтому новые этнические сообщества были славянскими.
Результатом продолжительных и активных межэтнических контактов, постепенного смешивания славян с коренным балтским населением стало образование новых межплеменных объединений – симбиоз балтской и славянской культур. Свидетельством такого симбиоза можно считать присутствие балтских элементов в славянских древностях, соединение в одних памятниках и славянских, и балтских этноопределяющих черт. Примером на занятой восточными славянами территории являлись курганы с восточной ориентацией (по балтской традиции), хотя славяне хоронили покойников головой на запад. Типично балтскими считаются также многие другие элементы обряда захоронения, выявленные в курганах украшения. Такие памятники принадлежали уже славянизированным балтам.
Таким образом, раннесредневековые этнические сообщества – дреговичи, радимичи и кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке этих этнических сообществ соединялись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли собой новые качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты. Поэтому новые этнические сообщества были славянскими.