При правлении Октавиана был расцвет римской культуры, особенно ее поэзии. Лучшим другом императора был очень богатый человек по имени Меценат. Он любил поэзию и собрал в своем доме кружок поэтов и писателей, которым покровительствовал. В этот кружок входили Вергилий и Гораций. Каждому из них Меценат подарил по имению. Они написали массу стихов, которые прославляли Октавиана Августа и его правление. Вергилий написал «Энеиду», в которой назвал время правления Октавиана золотым веком. Риторика – искусство красиво говорить и правоведение развивались потому, что это были важные знания для сенатора, наместника провинции, военачальника и т.д. Они должны были уметь заинтересовать народ, привлечь внимание. Своим умением красиво говорить славился Цицерон.
Нерон считал себя великим артистом и поэтом, многие отмечают, что действительно у императора были склонности к данным видам искусства. Он принимал участие в постановках, пытался сочинять поэмы. Строил красивые дома, хоть и исходя из своих эгоистических потребностей.
Нерон.
Искусство и литература эпохи Нерона
Отражение политики, общественной атмосферы и эстетических принципов, объединяемых понятием «эпоха Нерона», представлено наиболее полно в архитектуре, в настенной живописи и в литературном стиле «серебряной латыни».
Архитектурная революция 64 года изменила как планировку городов, так и тип домов. По правилам, установленным Нероном, расширены были улицы, дома ограничены собственными стенами (то есть запрещены пристройки), ограничена этажность, запрещено застраивать дворы. Тем самым была преодолена скученность и теснота, столь характерные для позднереспубликанского и раннеимператорского Рима. При этом важно учитывать, что, по данным многих источников, именно эта теснота воспринималась как свидетельство сплоченности и гражданской солидарности — одной из основных ценностей старой римской общины.
Популярность введенных правил говорило о том, что такое восприятие тесноты во многом себя изжило. Тот же перелом в восприятии и оценке жилой среды сказался и на архитектуре дома. До 64 года ее основными разновидностями были либо особняк, либо многоквартирная и многоэтажная инсула, этажи которой надстраивались от случая к случаю, поддерживались подпорками, без соблюдения каких-либо правил безопасности. После 64 основной разновидностью жилого дома становится инсула, но совсем другого типа - отдельно стоящий кирпичный двух- или трехэтажный дом с галереей лавок по первому этажу и большими окнами.
Наиболее полным архитектурным воплощением «неронизма» является так называемый Золотой Дом — дворец, который Нерон отстроил для себя сразу после пожара, правда, не успев его закончить. Он был построен в виде виллы — загородной резиденции, приспособленной к отдыху, просвещенному досугу и наслаждению природой, и окружен садами и водоемами, с небольшими беседками на двух собеседников, миниатюрными каскадами и фресками по стенам. Отделка отличалась необычайной роскошью — строения дворца тонули в позолоте, драгоценностях и перламутре. Вестибюль представлял собой квадратный двор, окруженный портиками, в центре которого возвышалась 35-метровая статуя Нерона, отличавшаяся поразительным портретным сходством. Все это настолько демонстративно противоречило римским традициям, вкусам и нравам, что после Нерона Веспасиан снес большинство построек, а на месте искусственного озера выстроил Колизей и подарил его городу.
Эпохе Нерона в римской настенной живописи наиболее полно соответствует стиль, представленный помпейскими памятниками 40-х — 70-х гг. Основные его черты — сюжеты из греческой мифологии.
В годы Нерона в сфере литературы появляется так называемая «серебряная латынь». К ней принадлежат авторы, именами которых прежде всего отмечена эпоха Нерона — философ Сенека, автор эпической поэмы «Фарсалия» Лукан, Петроний — создатель плутовского романа, отрывок которого вошел в историю литературы под названием «Сатирикон».
Все они были уничтожены Нероном по подозрению в связи с заговором. Серебряная латынь вошла с Сенекой и Тацитом в сокровищницу римской литературы.
Нерон считал себя великим артистом и поэтом, многие отмечают, что действительно у императора были склонности к данным видам искусства. Он принимал участие в постановках, пытался сочинять поэмы. Строил красивые дома, хоть и исходя из своих эгоистических потребностей.
Нерон.
Искусство и литература эпохи Нерона
Отражение политики, общественной атмосферы и эстетических принципов, объединяемых понятием «эпоха Нерона», представлено наиболее полно в архитектуре, в настенной живописи и в литературном стиле «серебряной латыни».
Архитектурная революция 64 года изменила как планировку городов, так и тип домов. По правилам, установленным Нероном, расширены были улицы, дома ограничены собственными стенами (то есть запрещены пристройки), ограничена этажность, запрещено застраивать дворы. Тем самым была преодолена скученность и теснота, столь характерные для позднереспубликанского и раннеимператорского Рима. При этом важно учитывать, что, по данным многих источников, именно эта теснота воспринималась как свидетельство сплоченности и гражданской солидарности — одной из основных ценностей старой римской общины.
Популярность введенных правил говорило о том, что такое восприятие тесноты во многом себя изжило. Тот же перелом в восприятии и оценке жилой среды сказался и на архитектуре дома. До 64 года ее основными разновидностями были либо особняк, либо многоквартирная и многоэтажная инсула, этажи которой надстраивались от случая к случаю, поддерживались подпорками, без соблюдения каких-либо правил безопасности. После 64 основной разновидностью жилого дома становится инсула, но совсем другого типа - отдельно стоящий кирпичный двух- или трехэтажный дом с галереей лавок по первому этажу и большими окнами.
Наиболее полным архитектурным воплощением «неронизма» является так называемый Золотой Дом — дворец, который Нерон отстроил для себя сразу после пожара, правда, не успев его закончить. Он был построен в виде виллы — загородной резиденции, приспособленной к отдыху, просвещенному досугу и наслаждению природой, и окружен садами и водоемами, с небольшими беседками на двух собеседников, миниатюрными каскадами и фресками по стенам. Отделка отличалась необычайной роскошью — строения дворца тонули в позолоте, драгоценностях и перламутре. Вестибюль представлял собой квадратный двор, окруженный портиками, в центре которого возвышалась 35-метровая статуя Нерона, отличавшаяся поразительным портретным сходством. Все это настолько демонстративно противоречило римским традициям, вкусам и нравам, что после Нерона Веспасиан снес большинство построек, а на месте искусственного озера выстроил Колизей и подарил его городу.
Эпохе Нерона в римской настенной живописи наиболее полно соответствует стиль, представленный помпейскими памятниками 40-х — 70-х гг. Основные его черты — сюжеты из греческой мифологии.
В годы Нерона в сфере литературы появляется так называемая «серебряная латынь». К ней принадлежат авторы, именами которых прежде всего отмечена эпоха Нерона — философ Сенека, автор эпической поэмы «Фарсалия» Лукан, Петроний — создатель плутовского романа, отрывок которого вошел в историю литературы под названием «Сатирикон».
Все они были уничтожены Нероном по подозрению в связи с заговором. Серебряная латынь вошла с Сенекой и Тацитом в сокровищницу римской литературы.