XX век для России был веком войн и революционных потрясений, колоссальных промышленных проектов, интенсивного развития науки и техники и, одновременно, жесткого ограничения свободы личности и слова. Всё это впитала и отразила в себе русская литература, которая в результате всеобщей грамотности стала доступна всем слоям русского общества.
Начало XX столетия принято называть «серебряным веком» русской поэзии. В отличие от конца XIX века, когда актуальные общественные проблемы и общечеловеческие вопросы решались на страницах романов Достоевского и Толстого, XX век был ознаменован расцветом стихотворного творчества. Никогда ещё русская культура не знала такого средоточия гениальных поэтов в одном месте, в одно время.
Ярчайшим представителем поэзии серебряного века был Александр Блок. Его раннее творчество овеяно романтизмом, а в поздней лирике и поэмах Блок пытается осмыслить итоги революции, понять смысл крушения старого мира. Поэты серебряного века пытаются выразить то новое, что открылось им с приходом нового века, и ищут для этого новые стихотворные формы. Особенно знаменит своими опытами в области формы стиха был Брюсов. Многие поэты, особенно те, которые называли себя символистами, были настроены мистически, писали прекрасные, но не всегда понятные читателю философско-религиозные стихотворения. К символистам относились Андрей Белый, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус.
Вслед за символистами появляется новое поэтическое движение — акмеизм. Ядро этого движения составили поэты Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Акмеисты выступали против неясности, туманности стихов символистов. Они любовно и точно описывали внешний мир, уделяя особо внимание деталям. Ещё одним знаменитым литературным направлением стал футуризм, яркими представителями которого были Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Футуристы объявили о решительном разрыве с классической традицией, эпатировали публику во время чтения своих стихотворений, их манифест (основные принципы их творчества) носил характерное название «Пощечина общественному вкусу». «Эгофутуристом» называл себя поэт Игорь Северянин. «Имажинистом» считал себя Сергей Есенин, главной темой творчества которого оставалась тема деревни.
В прозе начала XX века сохраняются темы прозы века XIX. В произведениях Ивана Бунина, А. Куприна ещё звучит мотив дворянской усадьбы, родового гнезда, описывается жизнь дворянства в соприкосновении с простым народом. Но появляются и темы разорения помещиков, наступления нового времени. В литературу, которая до сих пор оставалась уделом дворянского сословия, приходят люди «из народа», например, Максим Горький. Его героями становятся люди «дна», «босяки», со своими удивительными непростыми судьбами.
Революция разделяет русскую литературу на два течения. Часть поэтов и писателей остается в России, приветствуя или просто пытаясь понять и принять новый советский мир; часть эмигрирует на Запад. В числе эмигрантов оказываются Бунин, Владимир Набоков, Алексей Толстой (позже вернувшийся в Россию), Владислав Ходасевич и множество других поэтов, писателей, философов, цвет русской культуры.
Советская власть сразу же вводит строгую цензуру на все произведения печати. «Собачье сердце» Михаила Булгакова, стихотворения Мандельштама, повести Андрея Платонова, роман «Мы» Евгения Замятина стали только через несколько десятилетий доступны читателю. Писателям, чтобы печататься, приходилось идти на сделку с совестью, жертвовать своей творческой свободой, или не печататься вовсе. В 30-е годы происходит расцвет детской литературы - писатели Борис Житков, Даниил Хармс, не имея других возможностей для открытого творчества, создают произведения для детей, ничем не уступающие «взрослым» произведениям по силе выражения, яркости образов.
В 1925 году появляется Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), члены которой практически «монополизируют» литературу, клеймят «буржуазных» писателей. Несмотря на жесткие условия творчества, в 30-е годы появляются такие шедевры, как «Тихий Дон» Михаила Шолохова, ранние рассказы Платонова, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, пьесы Евгения Шварца «Тень», «Дракон». С 1941 года тема Великой Отечественной войны становится центральной темой советской литературы. Подвиг русского народа раскрывается в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского, произведениях Юрия Бондарева, Константина Симонова, Виктора Некрасова.
Период, начавшийся после смерти Сталина, принято называть «оттепелью». Давление власти на литературу стало ослабляться. В 1962 году был напечатан рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о жизни в сталинских лагерях. Развивается жанр «деревенской прозы». Печатаются произведения Юрия Домбровского, Юрия Трифонова, Василия Аксёнова. Тем не менее, огромный пласт русской литературы существует только в «самиздате» - неофициальных, рукописных или отпечатанных на машинке копиях. Появляются новые жанры. В прозе - научно-фантастические рассказы и повести (братьев Стругацких, Александра Беляева, Кира Булычева)', в поэзии — жанры авторской песни, рок-поэзии. В 70-е годы поэзия приобретает необыкновенную популярность. Выступления таких поэтов как Андрей Вознесенский, наряду с концертами современных рок-групп, собирают целые стадионы.
В конце 80-х — начале 90-х годов в связи с ослаблением и развалом Советского Союза, российскому читателю открываются никогда не издававшиеся произведения Булгакова, Ахматовой, Солженицына, Пастернака и многих других «запрещенных» писателей, в том числе и писате- лей-эмигрантов (Набокова, Довлатова, Бродского).
Современная русская литература представлена множеством имён, множеством ярких, оригинальных авторов, но сейчас трудно судить, кто из них выдержит испытание временем, а кто останется авторов, известным лишь узкому кругу современников.
Начало XX столетия принято называть «серебряным веком» русской поэзии. В отличие от конца XIX века, когда актуальные общественные проблемы и общечеловеческие вопросы решались на страницах романов Достоевского и Толстого, XX век был ознаменован расцветом стихотворного творчества. Никогда ещё русская культура не знала такого средоточия гениальных поэтов в одном месте, в одно время.
Ярчайшим представителем поэзии серебряного века был Александр Блок. Его раннее творчество овеяно романтизмом, а в поздней лирике и поэмах Блок пытается осмыслить итоги революции, понять смысл крушения старого мира. Поэты серебряного века пытаются выразить то новое, что открылось им с приходом нового века, и ищут для этого новые стихотворные формы. Особенно знаменит своими опытами в области формы стиха был Брюсов. Многие поэты, особенно те, которые называли себя символистами, были настроены мистически, писали прекрасные, но не всегда понятные читателю философско-религиозные стихотворения. К символистам относились Андрей Белый, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус.
Вслед за символистами появляется новое поэтическое движение — акмеизм. Ядро этого движения составили поэты Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Акмеисты выступали против неясности, туманности стихов символистов. Они любовно и точно описывали внешний мир, уделяя особо внимание деталям. Ещё одним знаменитым литературным направлением стал футуризм, яркими представителями которого были Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Футуристы объявили о решительном разрыве с классической традицией, эпатировали публику во время чтения своих стихотворений, их манифест (основные принципы их творчества) носил характерное название «Пощечина общественному вкусу». «Эгофутуристом» называл себя поэт Игорь Северянин. «Имажинистом» считал себя Сергей Есенин, главной темой творчества которого оставалась тема деревни.
В прозе начала XX века сохраняются темы прозы века XIX. В произведениях Ивана Бунина, А. Куприна ещё звучит мотив дворянской усадьбы, родового гнезда, описывается жизнь дворянства в соприкосновении с простым народом. Но появляются и темы разорения помещиков, наступления нового времени. В литературу, которая до сих пор оставалась уделом дворянского сословия, приходят люди «из народа», например, Максим Горький. Его героями становятся люди «дна», «босяки», со своими удивительными непростыми судьбами.
Революция разделяет русскую литературу на два течения. Часть поэтов и писателей остается в России, приветствуя или просто пытаясь понять и принять новый советский мир; часть эмигрирует на Запад. В числе эмигрантов оказываются Бунин, Владимир Набоков, Алексей Толстой (позже вернувшийся в Россию), Владислав Ходасевич и множество других поэтов, писателей, философов, цвет русской культуры.
Советская власть сразу же вводит строгую цензуру на все произведения печати. «Собачье сердце» Михаила Булгакова, стихотворения Мандельштама, повести Андрея Платонова, роман «Мы» Евгения Замятина стали только через несколько десятилетий доступны читателю. Писателям, чтобы печататься, приходилось идти на сделку с совестью, жертвовать своей творческой свободой, или не печататься вовсе. В 30-е годы происходит расцвет детской литературы - писатели Борис Житков, Даниил Хармс, не имея других возможностей для открытого творчества, создают произведения для детей, ничем не уступающие «взрослым» произведениям по силе выражения, яркости образов.
В 1925 году появляется Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), члены которой практически «монополизируют» литературу, клеймят «буржуазных» писателей. Несмотря на жесткие условия творчества, в 30-е годы появляются такие шедевры, как «Тихий Дон» Михаила Шолохова, ранние рассказы Платонова, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, пьесы Евгения Шварца «Тень», «Дракон». С 1941 года тема Великой Отечественной войны становится центральной темой советской литературы. Подвиг русского народа раскрывается в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского, произведениях Юрия Бондарева, Константина Симонова, Виктора Некрасова.
Период, начавшийся после смерти Сталина, принято называть «оттепелью». Давление власти на литературу стало ослабляться. В 1962 году был напечатан рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о жизни в сталинских лагерях. Развивается жанр «деревенской прозы». Печатаются произведения Юрия Домбровского, Юрия Трифонова, Василия Аксёнова. Тем не менее, огромный пласт русской литературы существует только в «самиздате» - неофициальных, рукописных или отпечатанных на машинке копиях. Появляются новые жанры. В прозе - научно-фантастические рассказы и повести (братьев Стругацких, Александра Беляева, Кира Булычева)', в поэзии — жанры авторской песни, рок-поэзии. В 70-е годы поэзия приобретает необыкновенную популярность. Выступления таких поэтов как Андрей Вознесенский, наряду с концертами современных рок-групп, собирают целые стадионы.
В конце 80-х — начале 90-х годов в связи с ослаблением и развалом Советского Союза, российскому читателю открываются никогда не издававшиеся произведения Булгакова, Ахматовой, Солженицына, Пастернака и многих других «запрещенных» писателей, в том числе и писате- лей-эмигрантов (Набокова, Довлатова, Бродского).
Современная русская литература представлена множеством имён, множеством ярких, оригинальных авторов, но сейчас трудно судить, кто из них выдержит испытание временем, а кто останется авторов, известным лишь узкому кругу современников.