К. Маркс называл религию «опиумом народа», а большевики видели в духовенстве своего классового врага. Имя патриарха Тихона значилось первым в «Списке врагов народа», опубликованном в 1922 г. в газете «Известия». После его смерти в 1925 г. новый патриарх не избирался.
В начале 1920-х гг. среди православного духовенства возникло поддержанное государством движение, получившее название «обновленчество». Его сторонники не признавали верховенства патриарха и его преемников. Обновленцы заявляли о своей полной лояльности к советской власти.
Выкорчёвывание религии из общественного сознания стало одной из главных идеологических задач ВКП(б). Закрывали церкви и монастыри, изымались церковные ценности, арестовывали священнослужителей. В середине 1920-х гг. церковные праздники перестали быть выходными днями.
В 1925 г. был организован «Союз воинствующих безбожников», который возглавил Е. М. Ярославский. Эта организация устраивала атеистические выставки и музеи, массовыми тиражами издавала газету «Безбожник», журнал «Воинствующий атеизм» и другую литературу.
Новый этап борьбы с верой начался в 1929 г. с принятием постановления «О религиозных объединениях». Вслед за ним началось массовое уничтожение церквей, мечетей, синагог, буддийских храмов. Только в Москве за три года были разрушены такие святыни, как часовня Ивер-ской иконы Божией Матери, кремлёвские Вознесенский и Чудов монастыри, храм Христа Спасителя. К концу 1930-х гг. во многих городах и сёлах зданий для отправления культа не осталось. Тем удивительнее, что по данным проведённой в 1937 г. переписи населения более половины жителей СССР были верующими.
В начале 1920-х гг. среди православного духовенства возникло поддержанное государством движение, получившее название «обновленчество». Его сторонники не признавали верховенства патриарха и его преемников. Обновленцы заявляли о своей полной лояльности к советской власти.
Выкорчёвывание религии из общественного сознания стало одной из главных идеологических задач ВКП(б). Закрывали церкви и монастыри, изымались церковные ценности, арестовывали священнослужителей. В середине 1920-х гг. церковные праздники перестали быть выходными днями.
В 1925 г. был организован «Союз воинствующих безбожников», который возглавил Е. М. Ярославский. Эта организация устраивала атеистические выставки и музеи, массовыми тиражами издавала газету «Безбожник», журнал «Воинствующий атеизм» и другую литературу.
Новый этап борьбы с верой начался в 1929 г. с принятием постановления «О религиозных объединениях». Вслед за ним началось массовое уничтожение церквей, мечетей, синагог, буддийских храмов. Только в Москве за три года были разрушены такие святыни, как часовня Ивер-ской иконы Божией Матери, кремлёвские Вознесенский и Чудов монастыри, храм Христа Спасителя. К концу 1930-х гг. во многих городах и сёлах зданий для отправления культа не осталось. Тем удивительнее, что по данным проведённой в 1937 г. переписи населения более половины жителей СССР были верующими.