ПО ФИЛОСОФИИ! В государстве Иксландия развитие робототехники и искусственного интеллекта достигли такого уровня, что правительство страны всерьез взялось за создание «сильного» искусственного интеллекта – такой технической системы, система управления которой максимально приближена к мышлению человека. Поскольку итогом проекта должен стать полноценный искусственный разум, правительство Иксландии считает необходимым наделить это устройство системой принятия моральных решений. Для этого в алгоритм этого искусственного интеллекта необходимо заложить универсальную моральную максиму, на основании которой система сможет принимать моральные решения и формировать отдельные частные моральные принципы и ценности. Правительство Иксландии привлекло Вас в качестве эксперта, чтобы решить, какое универсальное моральное правило (правило порождения моральных правил и ценностей) лучше всего справится с задачей создания морального разума, продуцирующего решения и поступки, аналогичные человеку. Экспертный совет правительства Иксландии отобрал три моральных максимы. Выберите одну из них и подготовьте мотивирующее письмо, ответив на следующие вопросы: 1) Почему выбранная Вами максима наилучшим образом отражает человеческое поведение и принятие моральных решений? 2) Почему прочие максимы в меньшей степени пригодны для придания искусственному интеллекту принимать моральные решения? 3) Насколько с Вашей точки зрения выбранная Вами моральная максима пригодна для программирования, т.е. может быть преобразована в алгоритм? 4) Будет ли принимающий решения строго в соответствии с выбранной Вами максимой искусственный интеллект в полной мере идентичен человеческому с точки зрения принятия моральных решений? Максимы: «…Нравственная добродетель — это поступать наилучшим образом [во всем], что касается удовольствий и страданий, а порочность — это ее противоположность. /…/ Три вещи мы избираем и трех избегаем: первые три — это прекрасное, полезное и доставляющее удовольствие, а вторые противоположны этому — постыдное, вредное, доставляющее страдание; во всем этом добродетельный поступает правильно, а порочный оступается...» (Аристотель) «Под принципом полезности понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью. /…/ Под полезностью понимается то свойство предмета, по которому он имеет стремление приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье (все это в настоящем случае сводится к одному), предупреждать вред, страдание, зло или несчастье той стороны, об интересе которой идет речь: если эта сторона есть целое общество, то счастье общества; если это отдельное лицо, то счастье этого отдельного лица». (И. Бентам) «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. /…/ Всеобщий императив долга мог бы гласить также и следующим образом: поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы». (И. Кант)