Школа провозглашалась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. В отличие от центральных губерний России в Беларуси не было земских школ. До конца XIX в. в Беларуси действовали «Временные правила для народных школ», разработанные в 1863 г. при виленском генерал-губернаторе М. Н. Муравьеве. Согласно им в каждой губернии создавались дирекции народных училищ. Чиновники этих дирекций осуществляли надзор за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей. Это означало, что общество не допускалось к руководству народным образованием. Учебники, которые готовились для школ Северо-Западного края, характеризовались своим западнорусским толкованием истории.
Изменения в области образования начались в 1864 году. Школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. До конца XIX в. в Беларуси действовали «Временные правила для народных школ», согласно которым в каждой губернии создавались дирекции народных училищ. Чиновники этих дирекций осуществляли надзор за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей. Это означало, что общество не допускалось к руководству народным образованием. В белорусских деревнях стали открываться церковноприходские школы, принадлежащие Русской православной церкви. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний. Открывались учительские семинарии, в которых получали образование крестьянские юноши и становились учителями начальной школы. Во второй половине XIX в. начали функционировать мужские и женские гимназии, обучение в которых было рассчитано на 7 лет. В гимназиях разрешали литературные беседы и спектакли, при гимназиях открыли воскресные школы. В 1887 г. был принят так называемый указ «о кухаркиных детях». В соответствии с распоряжением министра просвещения ограничивались возможности обучения в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и других низших сословий. В 1864 г. за участие студентов в восстании был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. После этого в Беларуси не осталось высших учебных заведений. В начале ХХ в. открылись учительские институты в Витебске, Могилеве и Минске. Однако они не являлись высшими учебными заведениями.