Педагогика Урок «Окружающий мир» по теме «Дикие звери зимой». Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: «Звери осенью» и «Звери зимой». В первом – рисунки лисы, волка, лося. Задание: «Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало?» Учащиеся называют животных, сравнивают оба ряда и обнаруживают, что в ряду «Звери зимой» нет ежа, медведя, барсука. Они интересуются, почему в ряду «Звери зимой» отсутствуют названные звери.
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Определите проблему, представленную в данной ситуации (связать с конкретной темой по педагогике).
2. Сформулируйте педагогическую цель для решения педагогической задачи.
3. Дайте оценку действий учителя с точки зрения педагогической целесообразности.
4. Предложите свои пути решения выявленной проблемы обучения или воспитания младших школьников
5. Сделайте выводы
2. Педагогическая цель для решения данной педагогической задачи может быть сформулирована следующим образом: помочь учащимся понять, почему некоторые звери отсутствуют в ряду "Звери зимой" и объяснить, каким образом данные звери приспособляются к зимним условиям.
3. Действия учителя можно оценить как целесообразные, так как они нацелены на активизацию мыслительной деятельности учащихся и стимулируют их интерес к изучению окружающего мира. Учитель предоставляет возможность школьникам провести сравнительный анализ рисунков и самостоятельно обнаружить проблему отсутствия некоторых зверей в ряду "Звери зимой", что способствует развитию их наблюдательности и логического мышления.
4. Для решения выявленной проблемы можно предложить следующие пути:
- Объяснить учащимся, что некоторые звери, такие как еж, медведь и барсук проводят зиму в спячке, поэтому их не видно на рисунках зверей зимой. Рассказать о том, каким образом эти звери готовятся к зиме (накопление жира, поиск подходящего места для укрытия) и какие адаптации помогают им выживать в холода.
- Показать дополнительные рисунки, на которых изображены еж, медведь, и барсук в зимних условиях, и объяснить, как они выглядят и какое поведение проявляют в холодное время года.
- Провести промежуточное тестирование, включающее вопросы о зимних адаптациях зверей, чтобы учащиеся могли проявить полученные знания и удостовериться в их понимании.
5. Выводы: данное задание на рассмотрение рисунков зверей осенью и зимой позволяет развить наблюдательность, сравнительный анализ и логическое мышление учащихся. Оно также способствует расширению их знаний о животных и их особенностях адаптации к изменяющимся условиям сезонов года. Продолжение урока, связанное с объяснением отсутствия некоторых зверей в ряду "Звери зимой" и изучением их зимних адаптаций, помогает обогатить знания учащихся о животном мире и развить их понимание взаимосвязи между животными и окружающей средой.