В XIII-XV вв. живопись на Руси была представлена иконописью и фресками. Фресковая роспись возрождается на Руси с конца XIII в. в связи с возобновлением каменного строительства. До середины XIII в. местные особенности в живописи на Руси не прослеживаются, но наблюдается обособление новгородской и ростовской, а в XTV в. — тверской, псковской, московской и вологодской школ.
В Новгороде творили художники, артели, в том числе иноземные мастера. Технику стенописи приходилось осваивать заново. В целом живопись стала более миниатюрной, изящной, разнообразной по цветовой гамме. Однако единая стилистическая линия отсутствует.
Наиболее известным живописцем был Феофан Грек, прибывший из Константинополя. Он работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. В общей сложности им было расписано около 40 церквей. Характерная черта его творчества — ярко выраженная индивидуальность живописной манеры. Это проявилось и в росписи церкви на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.).
Эмоциональная, решительная манера письма, энергичные мазки, сумрачный колорит (в основном красно-коричневые тона) — все это присутствует в росписях храма.
В Москве, как и в Новгороде, параллельно развивались две традиции — греческая и местная. В 1390 г. в Москву приехал Феофан Грек, который расписал три храма: Рождества Богородицы, архангела Михаила и Благовещения. Росписи не сохранились.
К этому же году относится первое упоминание об Андрее Рублеве (ок. 1370-1430). Сведений о биографии Рублева сохранилось крайне мало. Неизвестно, при каких обстоятельствах он принял постриг, стал чернецом, в какой художественной мастерской обучался. До нашего времени дошли следующие работы мастера: фрески Успенского собора в Звенигороде: роспись Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (Андрей был иноком этого монастыря); иконы иконостаса Благовещенского собора Кремля. Фрески Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры были сбиты со стен в XVII в., а иконостас, единственный из ранних московских, сохранился на том месте, где был установлен в XV в. Сохранилась и знаменитая «Троица», написанная в память Сергия Радонежского (хранится в Третьяковской галерее). «Троица» в символических образах воплотила идею мира, согласия, единения. Творчество Рублева оказало огромное влияние на современников и последователей.
Невозможно представить себе православный русский храм без иконостаса — отделяющей от алтаря стены, уставленной иконами. Иконостас на языке художественных образов выражал сущность религиозного восприятия мира человеком. Греческая культура не знала развитых иконостасов. Формирование иконостаса продолжалось на Руси несколько веков,
В сложнейшие годы ордынского владычества происходило осознание необходимости единения земель Руси. Роль лидера в этом процессе закреплялась за Москвой — наследницей духовной культуры Владимиро-Суздальской Руси, развивавшей идеи единства и сильной княжеской власти.
В Новгороде творили художники, артели, в том числе иноземные мастера. Технику стенописи приходилось осваивать заново. В целом живопись стала более миниатюрной, изящной, разнообразной по цветовой гамме. Однако единая стилистическая линия отсутствует.
Наиболее известным живописцем был Феофан Грек, прибывший из Константинополя. Он работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. В общей сложности им было расписано около 40 церквей. Характерная черта его творчества — ярко выраженная индивидуальность живописной манеры. Это проявилось и в росписи церкви на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.).
Эмоциональная, решительная манера письма, энергичные мазки, сумрачный колорит (в основном красно-коричневые тона) — все это присутствует в росписях храма.
В Москве, как и в Новгороде, параллельно развивались две традиции — греческая и местная. В 1390 г. в Москву приехал Феофан Грек, который расписал три храма: Рождества Богородицы, архангела Михаила и Благовещения. Росписи не сохранились.
К этому же году относится первое упоминание об Андрее Рублеве (ок. 1370-1430). Сведений о биографии Рублева сохранилось крайне мало. Неизвестно, при каких обстоятельствах он принял постриг, стал чернецом, в какой художественной мастерской обучался. До нашего времени дошли следующие работы мастера: фрески Успенского собора в Звенигороде: роспись Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (Андрей был иноком этого монастыря); иконы иконостаса Благовещенского собора Кремля. Фрески Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры были сбиты со стен в XVII в., а иконостас, единственный из ранних московских, сохранился на том месте, где был установлен в XV в. Сохранилась и знаменитая «Троица», написанная в память Сергия Радонежского (хранится в Третьяковской галерее). «Троица» в символических образах воплотила идею мира, согласия, единения. Творчество Рублева оказало огромное влияние на современников и последователей.
Невозможно представить себе православный русский храм без иконостаса — отделяющей от алтаря стены, уставленной иконами. Иконостас на языке художественных образов выражал сущность религиозного восприятия мира человеком. Греческая культура не знала развитых иконостасов. Формирование иконостаса продолжалось на Руси несколько веков,
В сложнейшие годы ордынского владычества происходило осознание необходимости единения земель Руси. Роль лидера в этом процессе закреплялась за Москвой — наследницей духовной культуры Владимиро-Суздальской Руси, развивавшей идеи единства и сильной княжеской власти.