В застойное двадцатилетие брежневского правления руководство культурой обрело внешне демократические формы (это проявлялось, в частности, в регулярном проведении съездов союзов творческой интеллигенции, учителей и преподавателей вузов, а также различных научных и научно-практических конференций и т. п.), однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами и были в основном чисто декларативными. Под лозунгом неуклонного повышения уровня жизни советских людей росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры, но качественных изменений в развитии отечественной культуры и науки для широких слоев общества не происходило. С конца 60-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавались невыносимые условия для осуществления оригинальных научных, творческих проектов, не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско-ленинской идеологии, выходившие за рамки устоявшихся представлений и стереотипов.
Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи "большого террора" с конца 60-х гг. фактически оказалась под запретом. В 70-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии, а затем и государства.
Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями. Развитие постиндустриального общества на Западе, расширение масштабов информатизации вносило изменения в формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые, средства массовой информации и способы ее передачи: радио и телевидение (цветное с конца 60-х гг.), аудио- и видеокассеты - все это значительно расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры, давало возможность понять, насколько СССР оторван от достижений западной цивилизации. Становилось ясно, что самый передовой строй фактически отстает от стандартов жизни "загнивающего" капитализма. Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догматах марксизма-ленинизма' критика "буржуазных концепций".
Несмотря на отчаянные попытки советского руководства догнать и перегнать Запад в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля расходов государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал все тот же укоренившийся принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др
Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи "большого террора" с конца 60-х гг. фактически оказалась под запретом. В 70-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии, а затем и государства.
Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями. Развитие постиндустриального общества на Западе, расширение масштабов информатизации вносило изменения в формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые, средства массовой информации и способы ее передачи: радио и телевидение (цветное с конца 60-х гг.), аудио- и видеокассеты - все это значительно расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры, давало возможность понять, насколько СССР оторван от достижений западной цивилизации. Становилось ясно, что самый передовой строй фактически отстает от стандартов жизни "загнивающего" капитализма. Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догматах марксизма-ленинизма' критика "буржуазных концепций".
Несмотря на отчаянные попытки советского руководства догнать и перегнать Запад в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля расходов государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал все тот же укоренившийся принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др