Теория официальной народности лучше всего выражена в триаде «православие, самодержавие, народность», что предполагает нравственное и духовное государство на основе православия с самодержавием как лучшей формой правления, а также единством народа внутри себя и с самодержцем (народностью).
Теория официальной народности (автор граф С.С. Уваров) гласит, что в основе самобытной русской жизни лежат три принципа: православие, самодержавие и народность. Самодержавие обеспечивало величие и мощь России, поэтому преданность самодержавному государству и верная служба объявлялась гражданским долгом всех подданных. Православие выступало в качестве основы духовной жизни народа. Исходя из этого православная церковь, подчиненная светской власти, объявлялась опорой самодержавия. В понятие народности вкладывалось отсутствие в России социальной розни, «единение» народа с царем. Патриотизм стал неотъемлемой чертой идеологической доктрины.