Клерикальные историки резко противопоставляют христианство язычеству и обычно делят историю каждого народа на два периода, считая рубежом принятие христианства; дохристианские времена они называют веками мрака, когда народы пребывали в невежестве до тех пор, пока христианство будто бы ни пролило свет на их жизнь.
Для некоторых народов, сравнительно поздно вступивших на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии или Рима и тем самым тезис церковников о “тьме и свете” как бы получал подтверждение. Но, разумеется, необходимо четко отделять уровень культуры (кстати говоря, сложившейся еще в “языческий” период) от вида религиозной идеологии.
Я согласен. Т.к. до христианства, было вероисповедание как язычество. Люди поклонялись всяким идолам, приносили в жертвоприношение пленных, рабов и т.д. Во времена язычества люди воровали, убивали ради своих идолов. С появлением христианства на Руси было единство русских городов
Времена мрака означает как раз мрак невежества, согласно известному высказыванию «учение – свет, а неучение – тьма».
В дохристианские времена действительно люди не знали многого. Не было самого понятия книжной учёности, потому не было и книг. На основании сообщения болгарского монаха Храбра и некоторых арабских путешественников есть версия про то, что у восточных славян была некая письменность в кириллицы, в языческие времена. Но в любом случае, на ней не создавались книги и не существовало книжной мудрости.
Однако у язычников было много знаний, которые в последующие века были утрачены. В то время люди знали все окружающие их травы, отлично разбирались в погоде. А область знаний, которую сегодня условно называют магией, была поистине обширной. Причём всё каждым новым поколением запоминалось.
Таким образом с точки зрения современного образования язычники были, конечно, людьми тёмными. Но на самом деле они обладали обширными знаниями, просто иного рода.
Для некоторых народов, сравнительно поздно вступивших на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии или Рима и тем самым тезис церковников о “тьме и свете” как бы получал подтверждение. Но, разумеется, необходимо четко отделять уровень культуры (кстати говоря, сложившейся еще в “языческий” период) от вида религиозной идеологии.
В дохристианские времена действительно люди не знали многого. Не было самого понятия книжной учёности, потому не было и книг. На основании сообщения болгарского монаха Храбра и некоторых арабских путешественников есть версия про то, что у восточных славян была некая письменность в кириллицы, в языческие времена. Но в любом случае, на ней не создавались книги и не существовало книжной мудрости.
Однако у язычников было много знаний, которые в последующие века были утрачены. В то время люди знали все окружающие их травы, отлично разбирались в погоде. А область знаний, которую сегодня условно называют магией, была поистине обширной. Причём всё каждым новым поколением запоминалось.
Таким образом с точки зрения современного образования язычники были, конечно, людьми тёмными. Но на самом деле они обладали обширными знаниями, просто иного рода.