М. А. Балакирев — автор многих замечательных произведений. Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир (1858—1861), симфонические поэмы «Тамара» (1882) на стихи М. Ю. Лермонтова, «Русь» (1887) и «В Чехии» (1905), «Испанская увертюра» (1886), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858). Для фортепиано, своего любимого музыкального инструмента, он создал великолепную фортепианную восточную фантазию «Исламей» (1869), навеянную впечатлениями от путешествий по Кавказу. Сорок романсов («Грузинская песня», «Песня Селима», «Песня золотой рыбки»), сонаты, мазурки, ноктюрны и вальсы, сборники русских песен являются лучшими достижениями композитора.
Александр Порфирьевич Бородин, будучи крупным учёным-химиком, отдавал всё своё время научным исследованиям. По его собственному признанию, сочинять музыку ему приходилось лишь в период болезни. Музыкальное творческое наследие композитора невелико, но существен его вклад в развитие русской музыкальной культуры. Произведения Бородина составляют славу и гордость отечественной музыки. Их отличают богатырский размах и эпическое величие, яркая красочность и удивительная простота. Это 3 классические симфонии (1867, 1876 («Богатырская») и 1887), камерная музыка, 15 романсов на стихи русских поэтов (в их числе следует выделить романс на пушкинские стихи «Для берегов отчизны дальной», 1881).
Единственная опера «Князь Игорь» (1869—1887), над созданием которой Бородин работал 18 лет, стала одним из самых ярких достижений русского оперного искусства. Основой для её создания послужил выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», написанный в конце XII в. После смерти композитора опера была завершена его друзьями — Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Блестящий успех премьеры на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1890 г. лишь подтвердил исключительное место А. П. Бородина в истории русской музыкальной культуры.
Романтический период в творчестве Римского-Корсакова был не столь продолжительным, его влекли героические страницы исторического прошлого русского народа. В 1872 г. он создаёт первую оперу «Псковитянка» на сюжет пьесы поэта и драматурга Л. А. Мея (1822—4862). Эпоха царствования Ивана Грозного, тревога, напряжённая драматическая борьба чувств, стихия русской вольницы, неукротимость гнева народного переданы в музыке оперы. Картины из жизни царского опричника в ту же историческую эпоху воссозданы в опере «Царская невеста» (1898).
Ещё не раз Римский-Корсаков обратится к истории. В опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904) отражены события жестоких времён монгольского нашествия на русские земли. Образ невидимого и недоступного врагам великого града Китежа символизировал мечты русского народа о мирной и счастливой жизни. Знаменитый симфонический антракт «Сеча при Керженце» стал едва ли не лучшим музыкальным изображением битвы в истории мировой музыкальной культуры. Поэтический образ русской женщины Февронии, созданный с помощью плавных, торжественных мелодий, раскрывал глубокие нравственные и философские проблемы этого произведения.
В 1860—1870-е гг. русская музыкальная культура переживала заметный подъём. В эти годы открылись Петербургская и Московская консерватории, сформировалась «Могучая кучка» — союз замечательных композиторов: А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и др. «Кучкисты» стремились к новаторству. Поиск новых стилей и жанров они вели, опираясь на традиции народной музыки.
Наряду с петербургской школой в это время сформировалась школа московская во главе с П. И. Чайковским. Если «кучкисты» тяготели к новому видению музыкального творчества, основывавшемуся на пристальном изучении исторического и этнографического материала, то «москвичи» были тесно связаны с европейской классикой.
Обе школы внесли свой вклад в расцвет русской музыкальной культуры, создали блестящие образцы романсов, опер, балетов, камерно-симфонической музыки. Их деятельность определила пути развития российской музыкальной культуры в XX в., когда на смену классикам пришли А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.
Александр Порфирьевич Бородин, будучи крупным учёным-химиком, отдавал всё своё время научным исследованиям. По его собственному признанию, сочинять музыку ему приходилось лишь в период болезни. Музыкальное творческое наследие композитора невелико, но существен его вклад в развитие русской музыкальной культуры. Произведения Бородина составляют славу и гордость отечественной музыки. Их отличают богатырский размах и эпическое величие, яркая красочность и удивительная простота. Это 3 классические симфонии (1867, 1876 («Богатырская») и 1887), камерная музыка, 15 романсов на стихи русских поэтов (в их числе следует выделить романс на пушкинские стихи «Для берегов отчизны дальной», 1881).
Единственная опера «Князь Игорь» (1869—1887), над созданием которой Бородин работал 18 лет, стала одним из самых ярких достижений русского оперного искусства. Основой для её создания послужил выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», написанный в конце XII в. После смерти композитора опера была завершена его друзьями — Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Блестящий успех премьеры на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1890 г. лишь подтвердил исключительное место А. П. Бородина в истории русской музыкальной культуры.
Романтический период в творчестве Римского-Корсакова был не столь продолжительным, его влекли героические страницы исторического прошлого русского народа. В 1872 г. он создаёт первую оперу «Псковитянка» на сюжет пьесы поэта и драматурга Л. А. Мея (1822—4862). Эпоха царствования Ивана Грозного, тревога, напряжённая драматическая борьба чувств, стихия русской вольницы, неукротимость гнева народного переданы в музыке оперы. Картины из жизни царского опричника в ту же историческую эпоху воссозданы в опере «Царская невеста» (1898).
Ещё не раз Римский-Корсаков обратится к истории. В опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904) отражены события жестоких времён монгольского нашествия на русские земли. Образ невидимого и недоступного врагам великого града Китежа символизировал мечты русского народа о мирной и счастливой жизни. Знаменитый симфонический антракт «Сеча при Керженце» стал едва ли не лучшим музыкальным изображением битвы в истории мировой музыкальной культуры. Поэтический образ русской женщины Февронии, созданный с помощью плавных, торжественных мелодий, раскрывал глубокие нравственные и философские проблемы этого произведения.
Наряду с петербургской школой в это время сформировалась школа московская во главе с П. И. Чайковским. Если «кучкисты» тяготели к новому видению музыкального творчества, основывавшемуся на пристальном изучении исторического и этнографического материала, то «москвичи» были тесно связаны с европейской классикой.
Обе школы внесли свой вклад в расцвет русской музыкальной культуры, создали блестящие образцы романсов, опер, балетов, камерно-симфонической музыки. Их деятельность определила пути развития российской музыкальной культуры в XX в., когда на смену классикам пришли А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.