По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком — его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзэн-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с чая. К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» — собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. Также были распространены «чаепития с [принятием] фуро (風呂の茶 фуро-но тя)»: его участники поочередно принимали ванну (呂 фуро) и прямо в ней принимали чайный напиток. Поскольку в таких чаепитиях часто вместе с мужчинами участвовали и женщины (число участников иногда составляло несколько сотен человек), а завершались они банкетами с сакэ на открытом воздухе, чаю и его лечебным или «возвышающим» качествам в них уделялось минимальное значение[1]. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой. Строгая последовательность действий в «чайных турнирах», определенный эстетизм в «чаепитиях с принятием фуро» (около ванны ставились вазы с картины), а также простота чаепития у мещан впоследствии вошли в состав классической чайной церемонии[2].
По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Даё (1236—1308). У Даё обучились первые чайные мастера — также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394—1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко)[3]. Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил её проведению бывшего[4] сёгуна Асикага Ёсимицу, дав, таким образом, традиции «путёвку в жизнь» — как и в большинстве стран, в Японии всё, что принималось в обычай у правителя (даже отошедшего от дел), тут же входило в моду у подданных.
По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком — его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзэн-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с чая. К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» — собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. Также были распространены «чаепития с [принятием] фуро (風呂の茶 фуро-но тя)»: его участники поочередно принимали ванну (呂 фуро) и прямо в ней принимали чайный напиток. Поскольку в таких чаепитиях часто вместе с мужчинами участвовали и женщины (число участников иногда составляло несколько сотен человек), а завершались они банкетами с сакэ на открытом воздухе, чаю и его лечебным или «возвышающим» качествам в них уделялось минимальное значение[1]. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой. Строгая последовательность действий в «чайных турнирах», определенный эстетизм в «чаепитиях с принятием фуро» (около ванны ставились вазы с картины), а также простота чаепития у мещан впоследствии вошли в состав классической чайной церемонии[2].
По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Даё (1236—1308). У Даё обучились первые чайные мастера — также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394—1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко)[3]. Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил её проведению бывшего[4] сёгуна Асикага Ёсимицу, дав, таким образом, традиции «путёвку в жизнь» — как и в большинстве стран, в Японии всё, что принималось в обычай у правителя (даже отошедшего от дел), тут же входило в моду у подданных.
Объяснение: