Написать аннотацию к тексту по структуре «Цель. Метод. Результат. Вывод» и выписать не менее 3 ключевых слов или словосочетаний. Л.О. Горшкова, С.С. Тилюшина Научный руководитель: канд. экон. наук, доц. З.Н. Варламова БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
На протяжении всей истории цивилизации каждые несколько сот лет она претерпевает глубокие трансфор- мации. Наше время - как раз один из таких периодов трансформации.
В нашем обществе именно знание является ресур- сом первостепенной важности как для индивидуума, так и для экономики в целом. Земля, труд и капитал - традиционные факторы производства в экономической науке - не исчезают, но становятся второстепенными. Они могут быть приобретены, и приобретены с лёгко- стью, при условии наличия специализированных знаний. Это даёт основания исследователям определять современное общество как общество знаний, посткапиталистическое общество. В то же время специализированное знание само по себе ничего не производит. Оно может стать таковым только при интеграции с ка- кой-то задачей. Поэтому общество знаний является так- же и обществом организаций: цель и функция каждой организации, как деловой, так и некоммерческой,- ин- теграция всех специальных знаний в рамках единой задачи.
Исследования позволяют установить следующие особенности бизнес-организаций экономики знаний:
1. Цель организаций в «обществе знаний» заключа- ется в том, чтобы делать знания производительными. Сами по себе знания бесплодны; они становятся про- изводительной силой лишь тогда, когда их сплетают в единое, целостное знание, объединяя труд разных спе- циалистов.
2. В «обществе знаний» работники-специалисты и организации сосредотачивают внимание и силы на тех направлениях деятельности, которые даются им особен- но хорошо.
3. Организация специалистов – это организация рав- ных. В ней нет ни начальников, ни подчиненных. За настоящими профессионалами нельзя надзирать.
4. Чем больше организация становится организаци- ей «интеллектуальных работников», тем проще покинуть её и перейти куда-нибудь в другое место. Следова- тельно, организация всегда находится в конкурентной борьбе за свой самый ценный ресурс – квалифициро- ванных, обладающих знаниями людей.
5. Организации по своей структуре должны быть при к постоянным переменам. Инновации требуют «систематического отказа от всего установ- ленного, обычного, знакомого, удобного – будь то про- дукты, услуги, процессы, личные и общественные от- ношения, навыки или сами организации».
6. Для того чтобы успешно осуществлять иннова- ции, организации должны быть децентрализованными.
Организация должна иметь такую структуру, в которой решения принимаются быстро.
7. Современная организация не может быть орга- низацией лишь начальников и подчинённых, она долж- на быть организована как команда. Изменение коман- ды требует самого сложного обучения из всех, что можно себе представить, – «обучение заново». Необ- ходимо отказаться от всех с таким трудом полученных навыков, а также привычек, стиля жизни, глубоко лю- бимых ценностей признанного мастерства и профес- сионализма. По мере того как всё больше и больше организаций становятся основанными на знании, они преобразовываются в команды, т.е. в организации, ос- нованные на ответственности, где каждый должен от- ветственно принимать решения. Другими словами, все члены должны воспринимать себя как «управляющих».
8. Но даже в этом случае организацией необходимо управлять. Всюду должны быть люди, принимающие решения. Это должны быть люди, которые отвечают за миссию организации. Её дух, её деятельность, её ре- зультаты. И хотя такой менеджмент должен обладать значительными властными полномочиями, его функ- ция в современной организации заключается не в том, чтобы командовать. Его функция – вдохновлять.