По уровню диспропорциональности ощутимой разницы между смешанной связанной системой и пропорциональной системой в малых округах нет. Но при этом последняя исключает манипуляторные партийные стратегии и, в отличие от смешанной связанной системы, создает стимулы к организационному развитию партий. Думаю, на этом варианте и следовало бы остановиться при выборе оптимальной избирательной системы.
Пропорциональная система в малых округах позволяет сбалансировать основные принципы представительства: партийно-идеологический и территориальный. Если избиратель голосует за партийный список, то этот список — маленький. Нужны минимальные усилия, чтобы выяснить биографические детали всех кандидатов, оценить их политические позиции и решить, заслуживают ли они доверия. Кроме того, эта система позволяет избрать парламент, в котором основные политические силы получают достойное представительство, но общее количество партий сравнительно невелико. Это повышает эффективность парламентской работы. Есть и дополнительные преимущества.
Во-первых, в округах малой величины вообще нет необходимости устанавливать барьер для прохождения партий в парламент. Малые партии, если они не пользуются сильной поддержкой в отдельных округах, отсекаются автоматически. Во-вторых, такая система позволила бы реально участвовать в выборах не только партийным выдвиженцам, но и независимым кандидатам. Вопреки распространенному заблуждению, пропорциональная система этого не исключает. В-третьих, такая система позволила бы полностью избавиться от одного из позорнейших явлений российской политической жизни — «паровозов».
Порядок, при котором вакантные депутатские мандаты заполняются за счет очередников из партийного списка, был в свое время позаимствован в Германии. Он применяется и во многих других странах. Совершенно очевидно, однако, что в России его использование привело к колоссальным злоупотреблениям. Его надо отменять. При едином округе величиной 450 (или 225) депутатов альтернативы нет, но в округах малой величины при выбытии действующего депутата можно было бы просто проводить повторные выборы. Наконец, радикальное сокращение величины пропорциональных округов устранило бы чрезмерное влияние на результаты общероссийских выборов тех регионов, где очень высока явка избирателей.
В заключение отмечу, что у смешанной связанной системы всё же есть несомненные достоинства, и если бы удалось найти технический способ заблокировать встроенные в нее стимулы к манипуляциям, то она могла бы стать вполне приемлемым вариантом.
Пропорциональная система в малых округах позволяет сбалансировать основные принципы представительства: партийно-идеологический и территориальный. Если избиратель голосует за партийный список, то этот список — маленький. Нужны минимальные усилия, чтобы выяснить биографические детали всех кандидатов, оценить их политические позиции и решить, заслуживают ли они доверия. Кроме того, эта система позволяет избрать парламент, в котором основные политические силы получают достойное представительство, но общее количество партий сравнительно невелико. Это повышает эффективность парламентской работы. Есть и дополнительные преимущества.
Во-первых, в округах малой величины вообще нет необходимости устанавливать барьер для прохождения партий в парламент. Малые партии, если они не пользуются сильной поддержкой в отдельных округах, отсекаются автоматически. Во-вторых, такая система позволила бы реально участвовать в выборах не только партийным выдвиженцам, но и независимым кандидатам. Вопреки распространенному заблуждению, пропорциональная система этого не исключает. В-третьих, такая система позволила бы полностью избавиться от одного из позорнейших явлений российской политической жизни — «паровозов».
Порядок, при котором вакантные депутатские мандаты заполняются за счет очередников из партийного списка, был в свое время позаимствован в Германии. Он применяется и во многих других странах. Совершенно очевидно, однако, что в России его использование привело к колоссальным злоупотреблениям. Его надо отменять. При едином округе величиной 450 (или 225) депутатов альтернативы нет, но в округах малой величины при выбытии действующего депутата можно было бы просто проводить повторные выборы. Наконец, радикальное сокращение величины пропорциональных округов устранило бы чрезмерное влияние на результаты общероссийских выборов тех регионов, где очень высока явка избирателей.
В заключение отмечу, что у смешанной связанной системы всё же есть несомненные достоинства, и если бы удалось найти технический способ заблокировать встроенные в нее стимулы к манипуляциям, то она могла бы стать вполне приемлемым вариантом.