Живопись XVIII в. была представлена новыми жанрами: портретом, историческими композициями, баталиями, гравюрами.
Светская живопись развивалась в широком диапазоне жанров от монументальных форм до миниатюр. Но любимой формой был портрет — парадный, камерный, парный.
Назначение парадного портрета — воплощение идеи государственности, возвеличивание и утверждение европейского образа жизни, процесс создания нового облика и характера российского дворянства. Примером может служить одна из лучших работ А.М. Матвеева (1701—1739) — «Автопортрет с женой» (1729). На портрете показан внутренний мир героев, выписан поэтический образ семейного союза, основанного на добродетели и любви. Красота и простота — основные черты портрета.
Мастером камерного портрета был А.П. Антропов (1716 – 1795). Художнику особенно удавались старые лица, в портретах которых он сохранил реалистичные черты пережитых чувств и страстей, придавая образам особую достоверность и реалистичность. Например, портреты Т.А. Трубецкой (1761), М.А. Румянцевой (1764), А.В. Бутурлиной (1763). Однако для изображения одежды автор часто использует стиль барокко. Живописец правдив и нелицеприятен, подмечая на полотнах недостойные черты дворян.
Параллельно с портретом развивалась историческая и батальная живопись.
Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенке (1737—1773). Ему принадлежит картина «Владимир и Рогнеда» (1770), в которой живописец обращается к национальной теме. Исполнена картина в академической манере. Князь Владимир и дочь полоцкого князя Рогнеда изображены достаточно театрально. Но театральная условность уравновешена искренностью чувств героев. Тема полотна — «прошение прощения» Владимиром за свою лихость, жестокость и насилие — одна из центральных идей гуманного Просвещения. Автору удаются изображения древнерусских костюмов, которые он специально изучал.
Авторитет А.П. Лосенко возрос с написанием полотна «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) на сюжет из «Иллиады» Гомера. Художник создает многофигурную композицию в классическом стиле. Основным выразительным средством картины является игра светотени.
Середина XVIII в. характеризуется расцветом классической живописи. Многие художники были крепостными, поэтому их имена неизвестны. Однако живопись середины XVIII в. представлена не только безымянными авторами, но и именами выдающихся портретистов, продолживших путь мастеров Петровской эпохи. Среди них Иван Аргунов (1727—1802) — крепостной графа Шереметьева. Лучшие портреты кисти И. Аргунова: портрет графа Шереметьева и его супруги (60-е годы), портреты четы Хрипуновых (1757), автопортрет и парный к нему портрет жены (конец 50-х — начало 60-х гг.).
Среди выдающихся портретистов этого времени можно назвать Ф.С. Рокотова (1735—1808). Широкую известность Рокотов получил после написания коронационного портрета императрицы Екатерины II (1763) и портрета ее фаворита Г.Г. Орлова (1763). Эти два портрета входят в ряд немногих парадных портретов мастера. Именно тогда складывается определенный тип рокотовского камерного портрета, выполненного в определенной манере письма и с помощью виртуозных художественных средств.
Одним из величайших художников XVIII в. был Д.Г. Левицкий (1735—1822), написавший во 2-й половине века галерею образов екатерининских вельмож. Левицкий создал новый тип парадного портрета, назначение которого украшать залы дворцовых гостиных и интерьеры государственных учреждений. Любимыми персонажами Д.Г. Левицкого были выдающиеся деятели культуры и меценаты эпохи Просвещения.
Светская живопись развивалась в широком диапазоне жанров от монументальных форм до миниатюр. Но любимой формой был портрет — парадный, камерный, парный.
Назначение парадного портрета — воплощение идеи государственности, возвеличивание и утверждение европейского образа жизни, процесс создания нового облика и характера российского дворянства. Примером может служить одна из лучших работ А.М. Матвеева (1701—1739) — «Автопортрет с женой» (1729). На портрете показан внутренний мир героев, выписан поэтический образ семейного союза, основанного на добродетели и любви. Красота и простота — основные черты портрета.
Мастером камерного портрета был А.П. Антропов (1716 – 1795). Художнику особенно удавались старые лица, в портретах которых он сохранил реалистичные черты пережитых чувств и страстей, придавая образам особую достоверность и реалистичность. Например, портреты Т.А. Трубецкой (1761), М.А. Румянцевой (1764), А.В. Бутурлиной (1763). Однако для изображения одежды автор часто использует стиль барокко. Живописец правдив и нелицеприятен, подмечая на полотнах недостойные черты дворян.
Параллельно с портретом развивалась историческая и батальная живопись.
Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенке (1737—1773). Ему принадлежит картина «Владимир и Рогнеда» (1770), в которой живописец обращается к национальной теме. Исполнена картина в академической манере. Князь Владимир и дочь полоцкого князя Рогнеда изображены достаточно театрально. Но театральная условность уравновешена искренностью чувств героев. Тема полотна — «прошение прощения» Владимиром за свою лихость, жестокость и насилие — одна из центральных идей гуманного Просвещения. Автору удаются изображения древнерусских костюмов, которые он специально изучал.
Авторитет А.П. Лосенко возрос с написанием полотна «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) на сюжет из «Иллиады» Гомера. Художник создает многофигурную композицию в классическом стиле. Основным выразительным средством картины является игра светотени.
Середина XVIII в. характеризуется расцветом классической живописи. Многие художники были крепостными, поэтому их имена неизвестны. Однако живопись середины XVIII в. представлена не только безымянными авторами, но и именами выдающихся портретистов, продолживших путь мастеров Петровской эпохи. Среди них Иван Аргунов (1727—1802) — крепостной графа Шереметьева. Лучшие портреты кисти И. Аргунова: портрет графа Шереметьева и его супруги (60-е годы), портреты четы Хрипуновых (1757), автопортрет и парный к нему портрет жены (конец 50-х — начало 60-х гг.).
Среди выдающихся портретистов этого времени можно назвать Ф.С. Рокотова (1735—1808). Широкую известность Рокотов получил после написания коронационного портрета императрицы Екатерины II (1763) и портрета ее фаворита Г.Г. Орлова (1763). Эти два портрета входят в ряд немногих парадных портретов мастера. Именно тогда складывается определенный тип рокотовского камерного портрета, выполненного в определенной манере письма и с помощью виртуозных художественных средств.
Одним из величайших художников XVIII в. был Д.Г. Левицкий (1735—1822), написавший во 2-й половине века галерею образов екатерининских вельмож. Левицкий создал новый тип парадного портрета, назначение которого украшать залы дворцовых гостиных и интерьеры государственных учреждений. Любимыми персонажами Д.Г. Левицкого были выдающиеся деятели культуры и меценаты эпохи Просвещения.