можете по философии, поставлю максимальную оценку. Проанализируйте приведенные ниже рассуждения. Определите, во-первых, сущность проблемы, которая дискутируется, во-вторых, какие из высказываний противоречат друг другу.
1. «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел Вселенной наравне с движениями легчайших атомов; не осталось бы ничего, что не было бы для него достоверно – и будущее, так же как и , предстало бы перед его взором».
(Лаплас П. Опыт философии теории вероятностей.
М., 1908. С. 9-10)
2. «Представление о том, что одинаковые причины при одинаковых обстоятельствах могут производить разные следствия, противоречило бы самому понятию причинности».
(Свечников Г. Категория причинности в физике. М., 1961. С. 32).
3. «Причинность не сводится к однозначному детерминированию».
(Фок В.И. Критика взглядов Бора на квантовую механику //
Успехи физических наук. 1951. Т. 45. С. 4).
4. «Даже сама природа не знает, по какому пути полетит электрон. Один философ сказал: «Для самого существования науки свершено необходимо, чтобы в одних и тех же условиях всегда получались одни и те же результаты». Так вот, этого не получается».
(Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968. С. 161-162)
В высказывании 1 автор говорит о возможности уму, который обладает всеми знаниями о природе и ее составных частях, а также способности анализировать эти данные, охватить движение как крупнейших тел во Вселенной, так и легких атомов. Автор предполагает, что с таким обширным знанием и анализом ум мог бы знать все, и будущее, и прошлое.
В высказывании 2 автор утверждает, что идея о том, что одинаковые причины при одинаковых обстоятельствах порождают разные последствия, противоречит самой сути понятия причинности.
В высказывании 3 автор говорит, что причинность не сводится к однозначному детерминированию. Это означает, что причины не всегда приводят к одному и тому же результату.
В высказывании 4 автор утверждает, что сама природа не знает, каким путем полетит электрон, и приводит фразу философа, который говорит о необходимости получения одинаковых результатов в одних и тех же условиях для существования науки. Однако автор указывает, что это не всегда происходит.
Теперь перейдем к анализу высказываний и определению сущности проблемы, которая дискутируется.
Основной вопрос, который рассматривается в данных высказываниях, связан с причинностью и детерминизмом. Проблема заключается в том, есть ли абсолютная причинность, то есть возможность однозначного определения причин и предсказания результатов, или природа и события в ней детерминированы, но необязательно приводят к одному и тому же результату. Это ведет к вопросу о возможности предсказания будущих событий на основе знания о причинах и условиях.
Анализируя каждое из высказываний, мы можем обнаружить следующие противоречия:
- Высказывание 1 подразумевает, что если ум будет знать все о природе и анализировать эти данные, он сможет предсказать будущее и иметь достоверную информацию о прошлом. Это может рассматриваться как пример причинности и детерминизма, где все события и результаты полностью определены причинами, и, следовательно, могут быть предсказаны.
- Высказывание 2 утверждает, что идея о том, что одинаковые причины при одинаковых обстоятельствах могут производить разные следствия, противоречит понятию причинности. В этом отношении оно противоречит высказыванию 1, где считается, что с достаточным знанием и анализом можно предсказывать будущие результаты.
- Высказывание 3 говорит о том, что причинность не сводится к однозначному детерминированию. Это подразумевает, что одни и те же причины могут привести к разным результатам. Это также противоречит идее однозначной причинности и определенности приведенной в высказывании 1.
- Высказывание 4 указывает на то, что природа не знает, по какому пути полетит электрон, и что результаты не всегда повторяются в одних и тех же условиях. Следовательно, это также противоречит идее однозначной причинности и предсказуемости.
Таким образом, исходя из анализа данных рассуждений, можно сделать вывод, что основное противоречие состоит в возможности однозначного определения причины и предсказания результатов. Высказывания поддерживают разные точки зрения на эту проблему, и, следовательно, не согласуются между собой. Они указывают на различные подходы к пониманию причинности и детерминизма в философии и науке.