Решение. Сначала найдем, как изменился ВНП России в каждом году. Для этого подсчитаем стоимость, добавленную российской фирмой-дистрибьютером. В 2001 г. фирма продала 700 стиральных машин, при этом разница в цене продажи и цене приобретения и составила стоимость услуг, созданных фирмой. Таким образом, умножив разницу в ценах, которая равна
50 евро, на количество проданных в 2001 г. машин, мы получим АВНП 2001 г.: 50 • 700 = 35 000.
Аналогично для 2002 г. находим:
АВНП = 100 • (350 - 250) + 200 • (350 - 250) = 30 000.
Теперь посмотрим на структуру ВНП. Поскольку в 2001 г. мы импортировали стиральные машины, то чистый экспорт упал на стоимость нашего импорта, т. е. на 250 • 1 000 = 250 000 евро. В следующем году мы, напротив, продали 200 машин за рубеж, что увеличило наш экспорт на 200 • 350 = 70 000 евро. Поскольку мы не знаем, кто именно приобретал стиральные машины (частный сектор или государственный), то мы можем сказать лишь, что сумма потребительских расходов домохозяйств и госзакупок в 2001 г. выросла на 700 • 300 = 210 000, а в 2002 г. на 100-350 = 35 000. Стиральные машины, которые не были проданы в 2001 г., пополнили запасы готовой продукции, что отражается в системе национальных счетов как увеличение инвестиций. Итак, инвестиции в запасы в 2001 г. составили 300 • 25 0 = = 75 000, а в 2002 г., соответственно, наоборот — 75 000. Теперь можно проверить правильность наших подсчетов, сопоставив изменение ВНП и суммарное изменение его компонент.
Показатель 2001 2002
ANX -1000 • 250 = -250 000 200- 350 = 70 000
А(С + G) 700 • 300 = 210 000 100 • 350 = 35 000
А/ 300 • 250 = 75 000 -300 • 250 = -75 000
АВНП 35 000 30 000
50 евро, на количество проданных в 2001 г. машин, мы получим АВНП 2001 г.: 50 • 700 = 35 000.
Аналогично для 2002 г. находим:
АВНП = 100 • (350 - 250) + 200 • (350 - 250) = 30 000.
Теперь посмотрим на структуру ВНП. Поскольку в 2001 г. мы импортировали стиральные машины, то чистый экспорт упал на стоимость нашего импорта, т. е. на 250 • 1 000 = 250 000 евро. В следующем году мы, напротив, продали 200 машин за рубеж, что увеличило наш экспорт на 200 • 350 = 70 000 евро. Поскольку мы не знаем, кто именно приобретал стиральные машины (частный сектор или государственный), то мы можем сказать лишь, что сумма потребительских расходов домохозяйств и госзакупок в 2001 г. выросла на 700 • 300 = 210 000, а в 2002 г. на 100-350 = 35 000. Стиральные машины, которые не были проданы в 2001 г., пополнили запасы готовой продукции, что отражается в системе национальных счетов как увеличение инвестиций. Итак, инвестиции в запасы в 2001 г. составили 300 • 25 0 = = 75 000, а в 2002 г., соответственно, наоборот — 75 000. Теперь можно проверить правильность наших подсчетов, сопоставив изменение ВНП и суммарное изменение его компонент.
Показатель 2001 2002
ANX -1000 • 250 = -250 000 200- 350 = 70 000
А(С + G) 700 • 300 = 210 000 100 • 350 = 35 000
А/ 300 • 250 = 75 000 -300 • 250 = -75 000
АВНП 35 000 30 000