Леонид Ковшов, выпускник ПТУ, пришёл на завод «Стройдеталь» за полчаса до смены. Накануне в отделе кадров ему дали телефон мастера арматурного цеха, на участке которого ему предстояло работать. Минут десять он пытался дозвониться до проходной, пока, наконец, не застал мастера на месте. «Направили ко мне?» - с тот. «Через 10 минут планёрка – подходи к этому времени», - и повесил трубку. Завод был большой, незнакомый. Только через 15 минут Ковшов разыскал свой цех и участок. Все рабочие уже успели получить задания, и он услышал лишь, как мастер «настраивал» всех на выполнение задания, то уговаривая, то угрожая. Когда все ушли, мастер заметил новичка: «А, это ты? Пойдём к станку.»
Они долго пробирались по цеху между станками, пока не подошли к станку, который стоял несколько в стороне. Стружка вокруг него была не убрана, инструменты разбросаны, но станок (это было видно) – новый.
-Что, приходилось работать на таком?
-Нет…
-Новенький, только три месяца, как получили. Видишь, сразу тебе доверяем. Вот только не повезло тому, кто до тебя здесь работал. Позавчера пошёл на обед, а оттуда – в больницу. Пока побудь на его месте, а вернётся – посмотрим. Ты прибери пока здесь, подготовь станок, а я минут на двадцать к начальнику цеха сбегаю, после потолкуем, что к чему.
Новичок с готовностью принялся за уборку, собрал стружку, разложил инструмент. Но когда подметал пол, его заставил вздрогнуть резкий свист: на него чуть не наехал электрокар. Электрокарщик увидел испуганное лицо, прокричал новичку: «Не зевай, салага!». После этого Ковшов всё время оглядывался с опаской. Он уже заметил, что надо остерегаться не только электрокара, но и крана, который часто сновал над головой. Мастер вернулся через полчаса.
- Так, говоришь, на таком станке работать не доводилось? Тогда слушай. И он стал рассказывать, какая это хорошая машина, на каком принципе основано её действие, каковы параметры и характеристики, как нужно ухаживать за станком. Всё время через несколько предложений он переспрашивал: «Ясно? Понятно?» - и Ковшов поддакивал. Удовлетворённый такой обстоятельной и доходчивой, по его мнению, беседой, мастер ещё раз перес Понятно?». Получил снова всё тот же робкий ответ, ободряюще похлопал новичка по плечу: «Ну вот и начинай. Заготовок тебе хватит, а насчёт инструмента с у Терентьича, нашего «старшины». Новичок хотел с кто такой Терентьич и где его найти, но не осмелился, да и мастер его не услышал бы.
Работа шла нормально, но с непривычки он всё-таки порезал палец. Было не особенно больно, но кровь шла сильно. Поднял голову, хотел с где можно сделать перевязку, но снова не отважился: все сосредоточены – задание не до него. Кое-как перетянул палец носовым платком и снова принялся за дело.
Оторвался от станка неожиданно – заметил, что стало меньше шума. Судя по времени, начался обед, и все без него ушли. Пока он искал, где 15-й цех, в котором находилась столовая, опоздал – смена уже отобедала его в столовой, покормили, чем могли.
После обеда всё шло, в общем, благополучно. В четыре часа Ковшов собрался было сдавать работу (ему, как подростку, рабочий день положен на час меньше), но мастера не было видно. Мастер подошёл к нему лишь в конце рабочего дня осмотрел, что сделано, похвалил: «Продолжай в том же духе!». И тут же заспешил, ссылаясь на заботы: «Твоя смена кончилась, а у меня, брат, день ненормированный». У Ковшова было к нему много во хотелось знать, сколько заработал, какая работа будет завтра, но докучать этими мелкими делами, отрывать от более важных он не решился, тем более, что мастер уже был далеко, а все рабочие разошлись. Ничего не оставалось больше, как отправиться со своими во домой – до утра. А что будет завтра?
Задание
1. Проанализировать поведение и действия мастера по отношению к молодому рабочему.
2. Дать психологическую оценку первого рабочего дня новичка.
3. Определить целесообразное поведение и действия мастера в анализируемой производственной ситуации
ответить на во
- Вначале мастер проявил небольшое равнодушие, отвечая на звонок Леонида Ковшова, и только после небольшой давки дал ему информацию о планёрке.
- Мастер не проводил подробную инструкцию для новичка, не рассказал о правилах работы на станке и безопасности, а просто отправил его заниматься уборкой.
- Во время рассказа о характеристиках станка, мастер не проверял, действительно ли Ковшов понимает, что ему объясняют.
- Мастер не предупредил Ковшова о будущих опасностях на производстве (электрокары, краны) и не объяснил, как быть безопасным в таких ситуациях.
- Кроме того, мастер не предоставил Ковшову необходимую информацию о том, где найти Терентьича для получения инструментов.
2. Первый рабочий день новичка, Леонида Ковшова, можно оценить следующим образом:
- Леонид проявил инициативу и ответственность, приходя на завод за полчаса до смены.
- Несмотря на то, что Ковшов не знал производственный процесс и работу на данном станке, он был готов к обучению и рассчитывал на помощь от мастера.
- В течение дня Ковшов несколько раз испытывал опасность, так как не был предупреждён о потенциальных опасностях на производстве.
- Несмотря на это, он справлялся с работой, старался удовлетворить требования мастера и успешно выполнял его указания.
- Вместе с тем, Леонид испытывал некоторое беспокойство и страх перед возможными опасностями на производстве.
3. Целесообразное поведение и действия мастера в данной производственной ситуации следовало бы таковы:
- Мастеру следовало предоставить Леониду более детальную информацию о безопасности на производстве, включая правила работы со станком, о мерах предосторожности при работе с электрокарами и кранами.
- Он должен был уделить время обучению и обеспечить, чтобы новичок понял основные принципы работы на станке и правила безопасности.
- Мастер также должен был провести обзор всех необходимых инструментов и оборудования, а также предоставить Леониду информацию о том, где можно найти нужные предметы и людей для получения инструментов.
- Кроме того, мастер должен был провести инструктаж с Леонидом относительно графика и распорядка дня, включая время обеда и окончания смены.
- Важно, чтобы мастер уделял должное внимание и время новичку, отвечал на его вопросы и убедился в его понимании инструкций и требований.
В целом, мастер должен был создать более безопасную и комфортную рабочую среду для новичка и обеспечить его успешное вхождение в коллектив и процесс производства.