Кто ведет повествование в начале и конце рассказа, а кто — в основной его части? Как в самой манере рассказа проявляется характер рассказчика? - Шолохов Судьба человек
В начале и конце повествование ведет некий рассказчик, о котором известно немного, только то, что он тоже бывший солдат, почти всю войну провел «за баранкой». Он ждёт товарищей возле переправы, а пока ждёт, к нему подходит мужчина с маленьким сынишкой и заводит разговор.
Этот мужчина, главный герой рассказа Андрей Соколов, и ведет повествование в основной части. По его манере говорить можно понять, что Андрей из крестьян. Речь его пересыпана просторечными словенками и выражениями. В отдельных местах его рассказа звучит прямо народная мудрость и поэзия: «Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже затянула степь дымка, и отсюда уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса». Часто в его речи проскальзывают выражения из шоферского жаргона: «последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках...». Рассказывает Андрей по-народному обстоятельно и подробно, не забывая детали. Рассказ его лишен каких-либо эффектов, Андрей одинаково ровно повествует о счастливых и трагических минутах своей жизни, словно говорит о постороннем человеке. Только два раза он останавливается и голос его дрожит - когда вспоминает, как оттолкнул при прощании жену Ирину и как узнал о гибели Ирины и дочек. При рассказе о Ванюшке в голосе Андрея звучит неподдельная ласка и нежность: «глазенки — как звездочки ночью после дождя».
Речь собеседника Андрея Соколова более литературная и правильная. Но и он кажется выходцем из крестьянской среды, когда ласково сравнивает глаза мальчика Ванюшки с «небушком». Он наблюдателен, тонко чувствует и любит природу, умеет сопереживать чужому горю. Например, когда Андрей замолкает, вспомнив о жене, повествователь, увидев, как тяжела Андрею эта память, просит его: «Не надо, друг, не вспоминай!».
Этот мужчина, главный герой рассказа Андрей Соколов, и ведет повествование в основной части. По его манере говорить можно понять, что Андрей из крестьян. Речь его пересыпана просторечными словенками и выражениями. В отдельных местах его рассказа звучит прямо народная мудрость и поэзия: «Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже затянула степь дымка, и отсюда уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса». Часто в его речи проскальзывают выражения из шоферского жаргона: «последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках...». Рассказывает Андрей по-народному обстоятельно и подробно, не забывая детали. Рассказ его лишен каких-либо эффектов, Андрей одинаково ровно повествует о счастливых и трагических минутах своей жизни, словно говорит о постороннем человеке. Только два раза он останавливается и голос его дрожит - когда вспоминает, как оттолкнул при прощании жену Ирину и как узнал о гибели Ирины и дочек. При рассказе о Ванюшке в голосе Андрея звучит неподдельная ласка и нежность: «глазенки — как звездочки ночью после дождя».
Речь собеседника Андрея Соколова более литературная и правильная. Но и он кажется выходцем из крестьянской среды, когда ласково сравнивает глаза мальчика Ванюшки с «небушком». Он наблюдателен, тонко чувствует и любит природу, умеет сопереживать чужому горю. Например, когда Андрей замолкает, вспомнив о жене, повествователь, увидев, как тяжела Андрею эта память, просит его: «Не надо, друг, не вспоминай!».