Основные идеи:
(a) в мире всё можно понять человеческим разумом (рационализм);
(b) человеческое общество можно обустроить разумно на принципах, из которых самыми важными были:
i. «естественное право» – совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества;
ii. общественный договор – социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми, подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права;
iii. разделение властей – политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной;
(c) старые порядки, не основанные на разумных началах подлежат искоренению;
(d) к старым порядкам относилась и большая часть учения церкви, которое просветители считали суевериями, потому призывали к секуляризации.
Особенно актуальны и сегодня идеи переустройства общества. На разработанных Просвещением принципах строится (или декларирует, что строиться) государственный строй почти всех современных государств.
(a) в мире всё можно понять человеческим разумом (рационализм);
(b) человеческое общество можно обустроить разумно на принципах, из которых самыми важными были:
i. «естественное право» – совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества;
ii. общественный договор – социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми, подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права;
iii. разделение властей – политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной;
(c) старые порядки, не основанные на разумных началах подлежат искоренению;
(d) к старым порядкам относилась и большая часть учения церкви, которое просветители считали суевериями, потому призывали к секуляризации.
Особенно актуальны и сегодня идеи переустройства общества. На разработанных Просвещением принципах строится (или декларирует, что строиться) государственный строй почти всех современных государств.