Все стихотворение построено на олицетворении. Природа более одухотворена, чем сами «неочарованные» люди. Все в природе чувствует, дышит, трудится: природа, «обремененная работой, / Трудом лесов, заботами полей», открывает внимательному, чуткому человеку свою красоту. По тонкости, искусности работы природа сравнивается с ювелиром.
В стихотворении удивительно связаны небо и земля, небесное и земное: «вздохнут леса, опущенные в воду» (так поэт передает отражение леса в воде), связаны огонь и вода («загорится влажно и светло»; «дали / Речных лугов, затонов и излук» и рядом — «Горит весь мир, прозрачен и духовен»). За «плотной завесой» обыденности «неочарованный» человек не видит красоты природы. Поэт призывает вглядеться в ее «живые черты», ощутить радость жизни, почувствовать ее красоту.
В стихотворении удивительно связаны небо и земля, небесное и земное: «вздохнут леса, опущенные в воду» (так поэт передает отражение леса в воде), связаны огонь и вода («загорится влажно и светло»; «дали / Речных лугов, затонов и излук» и рядом — «Горит весь мир, прозрачен и духовен»). За «плотной завесой» обыденности «неочарованный» человек не видит красоты природы. Поэт призывает вглядеться в ее «живые черты», ощутить радость жизни, почувствовать ее красоту.