Главная проблема, поднимаемая Ф.И. Тютчевым в этом стихотворении, — отсутствие веры у современного ему поколения. Сам поэт не был глубоко религиозным человеком, но понимал необходимость нравственных основ. Растление плоти, тоска, неудовлетворенность, невыносимость бытия — все это лишь последствия разлада в духовной жизни.
Фраза «Приди на помощь моему неверью» восходит к следующему эпизоду из Евангелия: к Иисусу приводят бесноватого мальчика, и отец просит его исцелить: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Стихотворение озаглавлено «Наш век», и поэт сразу дает понять читателю, что говорить он будет о насущных проблемах, которые волнуют его здесь и сейчас. Уже в первых двух строках высказывается главный тезис — отсутствие в «наши дни» веры. И далее автор говорит о катастрофических последствиях этого для человеческой души. Душевный разлад подчеркивается противоречивой двойственностью всех мотивов: тень — свет, обретение желаемого — неудовлетворенный ропот; человек «невыносимое... выносит» , «жаждет веры... но о ней не просит».
Доминирующая антитеза «безверие — вера» придает стихотворению религиозный характер. Для Ф.И. Тютчева были крайне важны твердые нравственные устои, а в ту эпоху наиболее четко они были выражены в христианской морали, основанной на понятии греха. Аллюзии на семь смертных грехов мы находим и в этом стихотворении: растление плоти (блуд), отчаянная тоска (уныние), ропот и бунт (гнев), желание веры, но гордое отсутствие просьб о ней (гордыня).
Спасительность веры подчеркивается в двух последних строках: обращение к Богу и практически прямая цитата из Священного писания с просьбой прийти на помощь. Но для «растленных душ» вера остается «замкнутой дверью».
Фраза «Приди на помощь моему неверью» восходит к следующему эпизоду из Евангелия: к Иисусу приводят бесноватого мальчика, и отец просит его исцелить: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Стихотворение озаглавлено «Наш век», и поэт сразу дает понять читателю, что говорить он будет о насущных проблемах, которые волнуют его здесь и сейчас. Уже в первых двух строках высказывается главный тезис — отсутствие в «наши дни» веры. И далее автор говорит о катастрофических последствиях этого для человеческой души. Душевный разлад подчеркивается противоречивой двойственностью всех мотивов: тень — свет, обретение желаемого — неудовлетворенный ропот; человек «невыносимое... выносит» , «жаждет веры... но о ней не просит».
Доминирующая антитеза «безверие — вера» придает стихотворению религиозный характер. Для Ф.И. Тютчева были крайне важны твердые нравственные устои, а в ту эпоху наиболее четко они были выражены в христианской морали, основанной на понятии греха. Аллюзии на семь смертных грехов мы находим и в этом стихотворении: растление плоти (блуд), отчаянная тоска (уныние), ропот и бунт (гнев), желание веры, но гордое отсутствие просьб о ней (гордыня).
Спасительность веры подчеркивается в двух последних строках: обращение к Богу и практически прямая цитата из Священного писания с просьбой прийти на помощь. Но для «растленных душ» вера остается «замкнутой дверью».