В сказке "Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин затрагивает несколько философских проблем, которые решает через сюжетную линию и персонажей. Давай подробнее разберем каждую проблему и способ, которым она решается.
1. Проблема социальной несправедливости
В сказке фигурирует герой с неполноценными лапами, пескарь. Он всегда оказывается в крайне несправедливом положении, в котором его основным достоинством становится его ум. Это позволяет автору показать, как жизнь может быть несправедливой, и как люди определяют достоинство других по их внешним признакам, игнорируя их внутренние качества. Решение этой проблемы заключается в том, что пескарь использует свой ум и знания для того, чтобы показать всем, что внешний облик не является единственным критерием ценности человека.
2. Проблема героизма и гражданской храбрости
Еще одна философская проблема, которую затрагивает автор, - это героизм и гражданская храбрость. Главный герой сказки, пескарь, является примером такой храбрости. Он борется против несправедливости, используя свой ум, вместо того, чтобы просто подчиняться системе. Решение этой проблемы показывает, что идеальный героизм не всегда связан с физической силой или внешними проявлениями мужества, а может присутствовать и внутри человека - его умственной силе и моральных принципах.
3. Проблема лжи и коррупции
В сказке автор также затрагивает проблему лжи и коррупции. В сюжете пескарь показывает, что ложь может иметь негативные последствия, и что правда должна быть базовым фундаментом для построения общества. Коррупция же выступает как негативное явление, препятствующее справедливости и порядку в обществе. Решение этих проблем представляется в сказке через героические деяния и поступки пескаря, которые позволяют победить ложь и коррупцию, приводящие к несправедливости.
Через рассмотрение каждой из этих философских проблем, М.Е. Салтыков-Щедрин строит сюжет сказки "Премудрый пескарь" и предлагает свои ответы на них. Учитель может пошагово разобрать с учеником эти проблемы, иллюстрировать их на примерах из текста сказки, проводить дискуссии и задавать вопросы, чтобы помочь школьнику полностью понять философский смысл и решения, предлагаемые автором.
1. Проблема социальной несправедливости
В сказке фигурирует герой с неполноценными лапами, пескарь. Он всегда оказывается в крайне несправедливом положении, в котором его основным достоинством становится его ум. Это позволяет автору показать, как жизнь может быть несправедливой, и как люди определяют достоинство других по их внешним признакам, игнорируя их внутренние качества. Решение этой проблемы заключается в том, что пескарь использует свой ум и знания для того, чтобы показать всем, что внешний облик не является единственным критерием ценности человека.
2. Проблема героизма и гражданской храбрости
Еще одна философская проблема, которую затрагивает автор, - это героизм и гражданская храбрость. Главный герой сказки, пескарь, является примером такой храбрости. Он борется против несправедливости, используя свой ум, вместо того, чтобы просто подчиняться системе. Решение этой проблемы показывает, что идеальный героизм не всегда связан с физической силой или внешними проявлениями мужества, а может присутствовать и внутри человека - его умственной силе и моральных принципах.
3. Проблема лжи и коррупции
В сказке автор также затрагивает проблему лжи и коррупции. В сюжете пескарь показывает, что ложь может иметь негативные последствия, и что правда должна быть базовым фундаментом для построения общества. Коррупция же выступает как негативное явление, препятствующее справедливости и порядку в обществе. Решение этих проблем представляется в сказке через героические деяния и поступки пескаря, которые позволяют победить ложь и коррупцию, приводящие к несправедливости.
Через рассмотрение каждой из этих философских проблем, М.Е. Салтыков-Щедрин строит сюжет сказки "Премудрый пескарь" и предлагает свои ответы на них. Учитель может пошагово разобрать с учеником эти проблемы, иллюстрировать их на примерах из текста сказки, проводить дискуссии и задавать вопросы, чтобы помочь школьнику полностью понять философский смысл и решения, предлагаемые автором.