Важным является вопрос о характере и содержании законов общественного развития. Исходя из того, что общественная жизнь имеет очень сложный, динамичный и необратимый характер, некоторые философы особенно идеалистического направления вообще отрицают существование объективных законов исторического развития и тем самым отказываются от рационального управления общественными процессами и предвидение их перспектив. Большинство философов считают все-таки, что законы существуют, что исторические процессы узнаваемые, но трактуют их узнаваемость через идеалистическую аргументацию, например, как у Гегеля - узнаваемость истории через познание абсолютной идеи. Диалектико-материалистическое понимание законов общества заключается в том, что эти законы существуют, они имеют объективный характер, но вместе с тем они существенно отличаются от законов природы. Законы природы, как правило, действуют вечно и являются неизменными. Законы общества, субъектом развития которого является человек, носят исторический характер т.е. изменяются и имеют субъективный оттенок, ибо осуществляются не только объективные, но и субъективные факторы, создаваемые субъектом. То есть, действие человека через закон не соответствует адекватному результата действия в этом большой парадокс, который надо каждый раз решать/. Поэтому общественные законы действуют в двух направлениях: они есть и фиксаторами имеющихся отношений и вместе с тем регуляторами исторического процесса, например, закон стоимости.